Интервью

19.05.2010

"Путь MOON FAR AWAY"
Интервью журналу молодежной культуры "ФАНОГРАФ",
апрель 2010

MOON FAR AWAY - группа, чей дебютный альбом "Lado World" был единодушно признан первым по-настоящему готическим релизом из России, ведет свою историю с 1995 года. За свою историю этот архангельский ritual darkwave\neo-folk коллектив вполне заслуженно приобрел статус культового на российской сцене и стал хорошо известен за рубежом. Сегодня в гостях у нашего журнала – основатель группы Алексей Шептунов.

- Алексей, расскажи, пожалуйста, краткую историю вашей группы. Кто создал, когда? Менялся ли состав группы за это время? И в каком составе группа функционирует сейчас?
- Проект был создан мной в далеком 1994 году. Вернее сказать, тогда он возник как идея, к реализации которой пришлось идти достаточно долго. Изначально MFA задумывался как принципиально студийный, и максимально закрытый, конспиративно-анонимный проект. Впоследствии мы отошли от некоторых изначальных задумок – в этом жизнь оказалась шире и интереснее голых постмодернистских концепций. Однако многое из идей и подходов к творчеству того времени сохраняется в MOON FAR AWAY и поныне. Первые два альбома, “LADO WORLD” и “SATOR”, были записаны с первой вокалисткой, Anea. После прихода в группу Анастасии группа начала активную концертную деятельность, появился крен в сторону интерпретации традиционного фольклора Русского Севера, который в полной мере раскрылся альбомом “БЕЛОВОДИЕ”. Именно в это время сознании многих MFA вообще стали фолк-группой, - хотя наши концепции гораздо шире этого определения.
Следующей нашей вокалисткой стала Toloka, профессиональная фольклорная певица из Кенигсберга, с которой были сделаны некоторые записи, которые войдут в новый альбом, а также отыграно множество концертов в России и за ее пределами.
Примерно года назад состав группы увеличился от традиционного дуэта до квартета, и является на сегодня, на мой взгляд, оптимальным. MFA сегодня это Count Ash – вокал, инструменты; Leda – вокал; Zhigich – бас-гитара;Victorion – барабаны, перкуссия.
После выхода макси-сингла «НОВЫЙ ГИМН РОССИИ» и совместного альбома с проектом ШЕСТЬ МЕРТВЫХ БОЛГАРЪ «МАТИЦА» новой важнейшей вехой для развития группы и, скажем так, обновления звукового лица коллектива в общественном сознании должен стать грядущий выход альбома “MINNESANG”, который, очень надеюсь, слушатели смогут оценить уже в момент выхода этого номера вашего журнала. 
- Что такое ethereal/neo-folk?
- Стиль, к которому можно условно отнести музыку MOON FAR AWAY. Первая составляющая, ethereal – один из «продуктов» развития готической субкультуры, представляет из себя, если совсем просто, попытку сыграть музыку высших сфер. Эффект достигается за счет использования (условно) классических музыкальных форм и гармоний, а также множества звуковых эффектов – в частности, многоступенчатой реверберации. Именно это течение породило такие любопытные бренды современной готики, как, в частности,  т.н. heathenly voices. Основная идея ethereal, на мой взгляд, - перевод, за счет атмосферности звучания, музыки в некое идеальное, надмирное измерение, в котором творческое сознание имеет абсолютную свободу. Однако зачастую музыканты, исповедующие этот стиль, сводят его лишь к саунд-дизайну, звуковому украшательству действительности, не слишком далекому от самого обычного пустого нью-эйджа, хотя, конечно, гениев и шедевров в ethereal немало.
Нео-фолк, в свою очередь – это попытка возрождения традиционалистских ценностей в современном искусстве. При этом фолк-составляющая в этом явлении – это, зачастую, не использование и перепевка фолк-канонов той или иной страны, а попытка создания нового, опираясь, однако, на те же самые архетипы, художественные и абсолютные ценности. 
- Почему вы выступаете в масках? И в костюмах у вас нет даже малейшей народной стилизации?
- Музыкант или актер на сцене в любом случае надевает некую маску. Не все ли равно, из чего она состоит – из папье-маше, грима или всего лишь из несвойственной человеку мимики?.. Хотя для нас маска – прежде всего символ обезличенности человека в момент творческого акта, символ того, что в этот момент в нем говорит не он сам, его эмоции, жизненный опыт или полученное специальное образование – а некий Высший Проводник, тот, кто «отвечает» за воплощение высших идей, потусторонних образов и сущностей из высшего мира в нашем измерении. Творческий акт – явление экстатического порядка, т.е. момент выхода личности далеко за собственные пределы. Маска в этом случае – идеальный помощник в соблюдении «чистоты эксперимента».
Но вы правы лишь отчасти – мы с вокалисткой неизменно одеваем перед концертом поморские пояса, - как символ связи с собственной землей и традиционной духовностью Русского Севера.
- Жива ли народная традиция в ваших семьях? И если да, то используете ли вы этот материал? Так как многие не исполняют намеренно именно - семейный материал.
- Это вопрос достаточно личного характера, мы избегаем говорить обо всем, что касается немузыкальной деятельности членов MOON FAR AWAY, считая, что все это имеет весьма опосредованное отношение к музыке группы и не должно мешать слушателю воспринимать ее. Отвечу лишь, что среди людей, которые нас окружают на нашей малой родине, немало подлинных носителей традиции, которые поддерживают нас в нашем творчестве. Сами мы также считаем себя частью того культурного пласта, который связан с понятием Русский Север.
- Считается, что деревня - особенно музыкальная и традиционная деревня - уже вымерла в России. И что Север - не исключение, несмотря на то, что всегда говорят: что музыкальная народная культура в наименее искаженном виде сохранилась именно там... Поет ли еще Север? Есть ли куда приезжать этнографам?
- Сегодняшняя деревня и ее культура, конечно, основательно подкошена глобализмом, мультикультуролизмом и тем, практически босховским по масштабам, ужасом, что, скажем, год от года показывают по центральным российским каналам в новогоднюю ночь. Поэтому сильно удивляться пустующим – как в физическом, так и в духовном отношении – деревням не приходится. Процесс идет на наших глазах – что мы делаем для того, чтобы остановить или хотя бы замедлить его?
С другой стороны, видимо, северный менталитет все же имеет какую-то внутреннюю прививку, позволяющую ему сопротивляться всему этому мусору современного мира дольше других. Это происходит по аналогии с тем, что коренные жители Севера, как известно, имеют иммунитет к вирусу СПИДа. Поэтому мы продолжаем ездить в любимые деревни и слушать обожаемых бабушек, которые, хоть и затягивают иногда что-то из современных шлягеров, все равно помнят сотни древних песен. И у всех у нас еще есть время впитать их из первоисточника.
- Участвовали ли сами в этнографических экспедициях? Пригодилось ли что-то для творчества? И в каких песнях - альбомах?
- Да, мне приходилось самому участвовать в фольклорных экспедициях по северу Архангельской области, в частности, в Онежском ее районе. Также мне часто приходилось бывать и сталкиваться с носителями традиционной песенной культуры в Устьянском районе Поморья – это, наоборот, самый юг нашего огромного по своих географическим масштабам региона. В частности, именно там мы снимали клип на нашу песню «Жито Жала». Все эти поездки стали для меня настоящим откровением, - да и просто доставили и доставляют огромное удовольствие. Я чувствую себя на 100% человеком, принадлежащим к этой культуре, влюбленным в нее и укорененным в ней, хотя в собственном творчестве и выходящим за ее рамки. Это моя земля, куда я с нетерпением возвращаюсь снова и снова из огромного множества поездок и путешествий, которая дает мне силы, питает неизъяснимой энергией.
Результатом участия в этих фольклорных экспедициях стали, в том числе, и те песни, которые можно услышать на альбоме “БЕЛОВОДИЕ”, сингле ”НОВЫЙ ГИМН РОССИИ”, да и будущих работах MOON FAR AWAY, уверен.
- Расскажи поподробнее о ритуальной стороне народной культуры. И что оттуда вы заимствуете для своего творчества?
- Я могу говорить только о собственных ощущениях, которые, хотя и подкреплены множеством прочитанной литературы на эту тему, носят скорее мистический характер, в силу такого мной восприятия мира вообще.
Уверен, что сила ритуальной составляющей традиционного искусства – в переходе исполнителя и слушателя, во время исполнения таких произведений, в иной ценностный хронотоп. Это обращение к глубинным подсознательным архетипам, которые в обыденной жизни подчас кажутся забытой и очень абстрактной архаикой, но на деле – живее всех живых. Мне совсем не близка вся эта постфрейдистская лексика – но, наверное, в современном мире говорить о таких вещах более понятно именно на этом языке.
Иногда человека нужно лишь подтолкнуть к тому, чтобы эти «бабушки и дедушки», живущие в нашем подсознательном, показались наружу – и тогда все наносные отложения современного мира, кажущиеся такими серьезными, незыблемыми и рационально обоснованными, просто осыпятся аки песок с «гриндерсов».
Заметьте, все эти длинные, кажущиеся монотонными деревенские песни, которые, скажем, по вечерам пели женщины за работой, по своему воздействию отнюдь не являются просто суммой смысла (текстового содержания) и удовольствия, получаемого от пропевания или прослушивания приятной гармонии. Иногда мы даже не можем толком сказать, о чем собственно песня – или ее формальное содержание укладывается в две строки. Однако при этом испытываем ощущение собственного включения в какие-то надмирные, сверхреальные события, - а главное, вполне реально ощущаем, как все это меняет нас, очищает душу, высвобождает что-то, скопившееся в самой глубине души, что не находило выхода до этого. То, что я описываю, и является действием ритуального составляющего искусства – все же внешние его проявления могут как помочь, так и помешать реализации главной цели.
И вот почему мне так интересны попытки создавать современное искусство по тем же самым лекалам и канонам – мы сознательно добиваемся того же самого эффекта ритуала.
- Не совсем музыкальный вопрос, но все-таки. В прессе России часто всплывает в связи с варварской охотой на детенышей тюленя – бельков.  Мне всегда интересно, как люди, музыканты, близкие к природе и к культуре, относятся к современной экологии?
- Я думаю, все, что вы слышали о всей этой ситуации из СМИ – всего лишь одно из многогранных проявлений современного шоу-бизнеса. Белькам – т.е. новорожденным детенышам тюленя, повезло в одном: они крайне фотогеничны, обладают умильной мордочкой. Но чем они лучше любой другой скотинки, на которую охотятся или которую выращивают на убой? Почему никто не озаботился, например, судьбой телят, которых убивают в тысячи раз больше по всему миру, и мясо которых продается в каждом магазине? Это как минимум непоследовательно. Опять же вопрос - насколько действительно «независимы» те экологические организации, которые устраивают вокруг всей этой ситуации страшный шум, привлекая к кампании, безусловно, «лучших людей нашего времени», подлинных «светочей нравственности» - а именно поп-звезд. А в этой среде принято умиляться и больше думать о котятах, плюшевых зверюшках, лесах Амазонки, чем о собственных согражданах.
Когда, пару лет назад, весь этот скандал начинал разгораться, было дико видеть, насколько на разных языках говорят понаехавшие из столицы гости и представители поморской общины. Первые: «жалко!», «изверги, убиваете детенышей..», «посмотрите в эти глаза!» и т.д. Представители коренного населения же говорили о том, что добыча тюленя – традиционный промысел. Правда, до революции он существовал далеко не в промышленных масштабах – добывали для себя. Сегодня же население вымирающих поморских деревень зарабатывает на жизнь тем, что бьет зверя по договору с иностранной компанией. И вопрос больше не в выживании тюленей, а в сохранении поморских деревень как таковых. Если в тех местах появятся иные перспективы, местные жители перестанут выходить опасный на лед и бить зверя на потребу иностранцам.
Вот вам конкретный пример противоречия традиционного и современного взгляда на мир. С точки зрения первого человек, его жизнь и тысячелетние традиции являются главной ценностью. С точки зрения второго – лишь эмоции и апелляция к абстрактным ценностям. Которые, в прочем, на поверку оказываются оплаченными счетами крупных корпораций.
- Вернемся к творчеству. Почему в дискографии MOON FAR AWAY так много сборников? Почему вы в них участвуете? Какой последний сборник, в который вы отдали свою композицию?
- Участие в сборниках – это, можно  сказать, конкретные факты интеграции того или иного коллектива в национальную или общемировую сцену. Подобные проекты вполне оправдывают себя в плане промо-эффекта. Еще одна причина участия сборников для нас – это некая дань андерграунду, когда-то реально сплоченному некоей общей идеей движению. Возможно, иногда это некая ностальгия – я с теплотой вспоминаю времена, когда большинство тематических сборников были кассетными или CD-R релизами.
Лично мне больше по нраву участие в тематических компиляциях, которые почти всегда становятся не просто набором песен, я явлением в художественной жизни. Таких, например, как “ENEMIES”, сборник лирических песен Второй Мировой войны в исполнении музыкантов из стран-участниц. Этот придуманный нами проект стал плодом активности MFA на мировой сцене, и благодаря лейблу издан как настоящее произведение искусства, а также содержит массу эксклюзивного материала от известных команд.
Участие в фестивальных компиляциях – это некий приятный сувенир, который остается после очередной поездки. Именно таким стал совершенно бесподобно изданный сборник “RINKTINĖ”, изданныйк юбилею отличного литовского неофолкового фестиваля Mėnuo Juodaragis. К вопросу о последнем сборнике, в котором MOON FAR AWAY приняли участие – это сборник «Славяне» фонда «Скифский рог». Он как раз выходит в марте.
Ну и, в конце концов, компиляции это к тому же это очень информативная штука – именно на сборниках можно услышать команды, творчество которых до тебя по какой-то причине пока не дошло.
- Часто ли ездите в Европу и на какие фестивали?
- Ездим в Европу не слишком часто, но с удовольствием - и в правильные места. Формат нашей музыки позволяет MOON FAR AWAY чувствовать себя как рыба в воде на фестивалях самого разного профиля – от готических, вроде крупнейших европейских форумов такого рода музыки, как Castle Party (Польша) и Wave Gotik Treffen (Германия) до фолковых, а также фестивалей современного искусства и даже джаза, как это было, например, в прошлом августе в Северной Норвегии. Из самых интересных фестивалей фолковой направленности упомяну выступление MOON FAR AWAY на все том же литовском Mėnuo Juodaragis. Пожалуй, это один из крупнейших и наиболее идеально организованных фестивалей, на котором мы участвовали. Прекрасные организаторы, прекрасный прием, великолепное по красоте место. Мы вообще очень любим фестивальный формат, хотя у него конечно имеются свои издержки, связанные, в частности, со сложностью настройки звука каждого коллектива, и определенной суетой.
- Зачем, если и русские песенные архивы еще огромны, поете средневековые песни западной Европы?
- Снова сталкиваюсь с этим забавным восприятием нашей музыки. Если бы интервью брал журналист готического издания, он бы спросил: «зачем вы до сих пор копаетесь в этих бабушкиных песнях? Ведь европейские мотивы неисчерпаемы!» Мы уже привыкли к тому, что часть публики принимает только наши «готик»-альбомы, а другая – только «БЕЛОВОДИЕ», хотя лично для меня они неразрывно связаны, являются не только последовательными звеньями одной цепи, но и артефактами, существующими параллельно. Впрочем, ежели бы не было подобной разницы в трактовках нашего творчества, не было бы наверно MOON FAR AWAY…
Еще раз повторюсь: для меня соотношение различных составляющих нашего творчества не является противоречием, признаком какого-то трагически дробного мировосприятия. Это наше лицо, то, что отличает нас от других – в любом случае, нечто очень естественное и наиболее интересное лично для меня.
Скажу даже более того: на мой взгляд, традиционалистское мировоззрение не обязательно должно заключаться в формальном следовании обрядовой, внешней стороны – по крайне мере, я вполне допускаю отходы от нее, при которых личность сохраняет все зерна собственной культуры. Путь MOON FAR AWAY – это перевод нашей глубинной северорусской традиции, приверженцами которой мы были и остаемся, на язык актуального искусства. Однако при этом мы не идем путем эксперимента ради эксперимента, отсекаем чуждые нашему сердцу элементы современного, часто формалистского подхода к искусству – однако обогащаем древние ценности теми из современных оправ, звуков, форм, которые им не противоречат. На мой взгляд, это наиболее оправданный путь продвижения Традиции в будущее.
- Какие достижения считаете для группы главными? Для себя лично?
- Таковыми я искренне считаю каждую новую нашу песню и альбом. Спасибо за интервью, Дарьяна! Удачи вам и вашему изданию – и огромный привет всем нашим слушателям! До встречи на концертах!

 
Дарьяна Антипова


 
2008 © Copyright