20.05.2010
Count Ash («MOON FAR AWAY»): «Человек может молиться и на инфузорию-туфельку, но зачем?»
Интервью порталу "UFO-Культура" (Краснодар)
Count Ash — лидер архангельской группы MOON FAR AWAY — человек, живущий между двух миров. После концерта в клубе «Корсар» мы побеседовали с Count Ash о поп-музыке, значении книги «Роза мира» и о выборе между язычеством и христианством.
Константин Волков: - Какие у вас впечатления от прошедшего концерта?
Count Ash: - Выступать сегодня нам было очень комфортно — хороший звук, дружественная атмосфера, наша целевая аудитория.
- Вас не смутило небольшое количество людей?
- Конечно, хотелось бы видеть большее количество слушателей, но качество зачастую даёт гораздо больше, чем количество.
- Что у вас создаёт ощущение успешного концерта — общая атмосфера, реакция людей?
- Я не могу выделить какую-то одну составляющую — это, скорее, сочетание факторов. Всё начинается с первого выхода на сцену, первого контакта со звукорежиссёром, со взглядов зрителей, когда ты пытаешься понять, кто эти люди, — случайные прохожие или пришедшие на концерт сознательно.
Кроме того, для нас большое значение имеет место проведения концерта. Хорошо, если это, что называется «намоленное» место. Не в церковном смысле, а в том понимании, что за ним стоят люди, что оно было создано чьими-то руками, в нём происходили значительные исторические или культурные события. Мы любим выступать в определённой точке годового круга, которая сама по себе даёт энергетику, и в «правильных местах». Наша группа давала концерты в замках, в средневековых крепостях и зданиях — это было здорово.
- В своих музыкальных кругах вы являетесь известной группой. А как бы вы охарактеризовали себя человеку, не знакомого с вашим творчеством?
- Для разных людей это была бы разная характеристика.
- Но есть что-то общее, универсальное?
- Я думаю, одно из определений могло бы звучать так: ритуальная музыка XXI века. Или ритуальный готик-неофолк. Но опять-таки необходимо знать, какой человек находится перед тобой, насколько высок уровень его эрудиции, насколько он подкован в современном искусстве.
- В одном из интервью вы сказали, что MOON FAR AWAY не стремится стать поп-группой. А в чём ваше отличие от поп-исполнителей?
- Цитаты, оторванные от контекста, имеют иногда страшную силу и могут перевернуть всё с ног на голову. В предисловии к нашему последнему альбому «Minnesang» мы условно называем его поп-альбомом. Для нас во многом это некий вызов. Мы попытались перенести традиционные ценности, традиционное понятие ритуала на стили музыки, которые сегодня вошли в широкое поп-музыки. Например, в моем понимании, METALLICA или SISTERS OF MERCY — это поп-музыка, как бы мы к этому ни относились. В данном случае я употребляю это понятие не оценочно, а лишь для отражения того места, которое эти коллективы занимают в общественном сознании.
И мы хотели попробовать себя на этом поле, перенести традиционное, сакральное понятие, рождённое много веков назад, на эту ниву, чтобы наполнить старое содержание новыми формами.
Отличаемся ли мы от поп-музыки? Думаю, да, потому что я не много знаю поп-музыкантов, у которых есть по два высших образования, которые интересуются культурологическими контекстами различных вещей и сознательно вводят их в свое творчество, играют контекстами и парафразами. Хотя при этом для меня поп-музыка не является синоним слова «плохо». Это просто некое музыкальное пространство, в которое попадает любой музыкальный проект, продающий свои альбомы в больших количествах. Это не звук, не подход к творчеству, это статус на сцене.
Мы же продолжаем делать то, что делали раньше, несмотря на выход этого, условно, поп-альбома. В нём заложено огромное количество цитат, каких-то теней, культур, отголосков прошлого, находящихся в нас традиционных ценностей.
- Своего слушателя вы представляете более эрудированным, подготовленным, нежели поклонника популярной музыки?
- Безусловно.
- Это плюс или минус? Или лучше не оценивать?
- Это ситуацию можно рассмотреть двояко. Опять-таки на примере прошедшего сегодня концерта — нам приятнее видеть публику, которая подкована, знает первоисточник, понимает цитаты. Такие люди могут оценить не просто мелодию, ритм, впечатление от песни, они могут ощутить массу контекстов одной и той же песни. С другой стороны, наша музыка достаточно проста, её может оценить, эмоционально пропустить через себя и человек совершенно неподготовленный. Но это будет восприятие нашего творчества в одном, максимум в двух измерениях. Если у тебя более широкий музыкальный кругозор, ты можешь оценить музыку куда более полно.
- В своих интервью вы часто упоминаете книгу Даниила Андреева «Роза мира». Какое влияние на вас оказала эта книга и какую роль она сейчас играет в вашей жизни?
- Эта книга действительно занимает определённое место в моей жизни. Я воспринимаю её не столько на интеллектуальном уровне, на уровне той массы далеко не бесспорной информации, которая в ней заложена, сколько на эмоциональном, мистическом уровне. То, с чем я с этой книгой согласен — я это принял, пережил какой-то частичкой своей души. То, что не принял, так и осталось для меня простым нагромождением слов. Я считаю, что эта книга может сыграть огромную роль в жизни современного человека, который привык мыслить в системе трёх координат.
Когда ты читаешь «Розу мира», у тебя возникает особенное ощущение: ты понимаешь, что под тобой расположен огромный мир и над тобой — столь же огромный мир, а ты где-то между ними.
Эта книга придаёт силы для совершения каких-то новых открытий, для способности расширения личности. Очень важно научиться видеть и чувствовать другие миры. Ведь вокруг нас существует масса вещей, скрытых от наших глаз, но при этом они есть! Это скажет вам любой физик — но почему духовная реальность не воспринимается нашими современниками с той же долей определенности, как, скажем, радиация или радиоволны?
- Вы можете привести пример восприятия человеком других миров?
- В качестве примера — моё отношение к Соловкам. Это местность, которая с некоторых для меня является личностью. Это не просто остров, не просто сплав традиций — это место может изменять судьбы людей. И оно это делает.
Я почувствовал, что личностями являются отдельные реки и озёра. С ними можно общаться, у них есть свой характер. Это не человеческие личности, но какие-то параллели можно провести.
- То есть вы считаете, что с лесами, реками, озёрами можно находить общий язык?
- Понимаете, я — православный человек. Любой батюшка, задумывающийся о мире чуть больше, чем, скажем так, обычный священнослужитель, согласится с тем, что языческие боги существуют. Выбор между язычеством и христианством — это выбор между двумя реальностями, существующими одновременно. Это выбор между их ценностями. Духи рек, деревьев существуют, с ними можно общаться, но главное, не впасть в зависимость от них, чем иногда грешат неоязычники. Об этом, кстати, тоже сказано у Андреева, причем с величайшей поэтичностью.
- По вашему мнению, можно быть православным и при этом верить в духи деревьев, рек, природы?
- Постараюсь объяснить так. Духовность, как и природа, развивалась по восходящей. Если существует величайшая точка развития духовности — Христос, то значит, были какие-то предыдущие ступеньки.
В принципе, человек может сделать для себя идеалом инфузорию-туфельку и жить по её законам и духовным принципам. Но зачем к этому стремиться, если есть гораздо более высокий духовный авторитет? Одним словом, это вопрос выбора пути, сознательного определения идеала.
- Может быть, сейчас не время высоких идеалов?
- Что значит, время — не время? Если ты стремишься меняться к лучшему, то в любом случае будешь вытаскивать себя, как барон Мюнхгаузен вытащил себя за волосы из болота. В любом состоянии, процессе, факте жизни застой как таковой может существовать очень долго. Но человек ведь либо развивается, либо деградирует. Если в тебе нет потребности к развитию, то сначала тебе кажется, что ты просто долго и стабильно находишься на некоем уже достигнутом уровне, хотя на самом деле тебя уже постепенно затягивает хаос.
Текст: Константин Волков
Фото: Marvin
Оригинал текста