23.06.2010
Интервью журналу "ROCK ORACLE", №3, 2010
Создание музыкальных шедевров требует времени, которое, впрочем, они затем отдают сполна: в виде радости слушателей и вдохновения музыкантов следующих поколений. Архангельская нео-фолк группаMOON FAR AWAY– закрытая для внешнего мира творческая мастерская, в глубине которой, как в тигле алхимика, формируется сегодняшнее и даже завтрашнее звучание «духовной» (или ритуальной, как склонны называть ее участники проекта) музыки в широком смысле этого слова. При этом музыканты облекают это кажущееся скучным и несовременным понятие в форму практически поп-музыки! Свежим доказательством этого стал вышедший одновременно в России и Австрии новый альбом «MINNESANG». Эта работа поражает своей яркостью, обилием творческих идей, целостностью и разнообразием, а также целым набором ярчайших мелодий, которые запоминаются с первого прослушивания и потом долго вас не отпускают. Наш собеседник – лидер и основатель MFA Алексей Шептунов, также известный под творческим псевдонимом Count Ash.
- Мы не общались с момента выхода вашего предыдущего альбома. Поэтому первый вопрос предсказуем. Расскажите о новом диске MOON FAR AWAY«Minnesang», его истории и концепции.
- Нет ничего сложнее, чем пересказать нечто, на создание чего ушло столько времени, эмоций, мыслей и прочих тонких материй. Как и любой наш альбом, «Minnesang» – это дневник озарений и открытий, через которые мне пришлось пройти за последние несколько лет. Однако этот диск, наверное, более человеческий, лирический и откровенный, чем все наши предыдущие альбомы. Это своеобразное посвящение женским образам и идеальным понятиям, которые в русском языке передаются словами женского рода. Немецкое слово «Minnesang» – это литературный термин, которым обозначается жанр средневековой любовной лирики, рыцарской и трубадурской поэзии, того, что Александр Блок назвал «стихи к Прекрасной Даме». При этом в нашем понимании эти песни – посвящения тем идеям, понятиям и сущностям, которые в нашем мире имеют женскую природу: Истина, Родина, Любимая, Мать, Природа, Жизнь… Продолжать можно долго – ибо это целая сторона окружающего мира, которая проявляет себя так по-разному, но при этом так по-женски. Самый точный язык – это первичность и неделимость собственного опыта. В этом смысле альбом являет собой ритуальную музыку – собственно, пожалуй, это единственная сознательная задача, которую мы перед собой ставили при его создании. Я очень рад, что работа над диском завершена, что он вышел, и теперь уже существует сам по себе. Создавать его было больно. Однако, думаю, этот альбом стоит пяти лет жизни, которые были на него потрачены, а боль давно трансформировалась в свет и покой. Пожалуй, соглашусь с теми, кто уже назвал этот диск самым «светлым» из дисков MFA.
- Вы часто употребляете по отношению к своей музыке определение «ритуальная». Поясните, что вы имеете в виду.
- Думаю, что самая распространенная ассоциация с понятием «ритуальная музыка» в современном обществе – это похоронный марш… Другие ритуалы почти ушли из жизни девяноста процентов людей… В моем понимании ритуал – это приобретение нового внутреннего опыта, духовного статуса, или же перемещение на новую ступень духовного развития после прохождения определенной процедуры. Это может быть танец, обряд, определенный порядок действий – или же, как в нашем случае, «пропевание» определенного текста на определенную мелодию, прохождение человека «сквозь строй» вербальных знаков и звуков-вибраций. Я исхожу из того, как это работает в некоторых фольклорных произведениях. Многие традиционные песни обладают несказанной мощью, силой объединять людей в переживании общей эмоции, общего духовного опыта и при этом на уровне разума порой практически невозможно сформулировать, о чем именно идет в них речь! Порой в них нет сюжета, а слова – самые простые и привычные, однако, исполняя их, ты чувствуешь, что меняешься сам и меняешь окружающее пространство. Мы сознательно стремимся к тому, чтобы создавать собственные произведения по тем же канонам и с тем же эффектом. При этом такие песни могут быть далеки от привычного понимания ритуальной музыки как однообразного грохота барабанов из натуральной кожи или бесконечного повторения единственной мантры. Это явственно ощущается, скажем, в некоторых композициях JOY DIVISION. Воздействие их песен до сих пор поражает, при всем их внешнем примитивизме.
- Почему зарубежный релиз «Minnesang» осуществлен австрийским лейблом «Ahnstern», а не французским «Prikosnovenie», который выпускал вас ранее?
- Я вполне доволен сотрудничеством с «Priko», на определенном этапе мы вполне подходили друг другу. Однако «Ahnstern» все-таки более соответствует тому культурному пространству, на котором мы, MFA, хотели бы себя позиционировать – это неофолк, культурология, традиционализм, корневая по своей сути музыка. В то время как французский лейбл в последнее время издает множество музыки, которая не находит во мне никакого отклика, больше напоминая оторванный от почвы абстрактный нью-эйдж. Наши пути просто разошлись. Тогда как с шефом «Ahnstern» мы моментально нашли общий язык, а многие группы, которые он издает, я слушаю уже не первый год, причем с ощущением, что общаюсь со старыми друзьями.
- Российский и зарубежный релизы отличаются друг от друга?
- Да, причем как оформлением, так и списком песен. Российский диск завершается кавер-версией MFAна песню наших питерских друзей из THEODOR BASTARD, а австрийский – треком, записанным нами совместно с сибирской фолк-группой ВЕДАНЪ КОЛОДЪ.
- Что ответите той части своих фэнов, которые, послушав «Minnesang», уже посетовали, что не услышали продолжения «Беловодия»?
- «Minnesang»– это продолжение «Беловодия» в чистом виде! Просто новый альбом – не сиквел и не спекуляция на однажды сыгранном «хите». Собственно, сразу же после выхода «Беловодия» и благожелательной реакции прессы на него, мы не уставали подчеркивать, что не собираемся делать клон этого альбома. «Minnesang» – действительно логическое развитие части идей, начатых на предыдущем альбоме, реализованных при этом на фоне совершенно новой концепции. У MFA нет одинаковых альбомов, и при этом они самым тесным образом связаны друг с другом. Просто чтобы понять это, вряд ли достаточно одного прослушивания. Каждый новый наш диск – это дополнение в уже существующий гипертекст, имеющий, при этом, собственное лицо, сюжет, звук. Я всегда подчеркивал, что MFA– экспериментальный проект, хотя и действующий в рамках Традиции. Мы не фолк-группа, которая может записать десяток очень хороших альбомов, но при этом они будут отличаться лишь набором песен.
- Музыка MFA более чем специфична. Тем более приходится удивляться той концертной активности, которую вы ведете.
- Думаю, количество концертов, которые мы даем, постепенно будет уменьшаться. Туры, безусловно, подарили нам новый опыт и массу впечатлений, однако ставить концерты на поток для нас неинтересно. Думаю, впредь мы будем выступать только там, где нам действительно это захочется, хотя не исключено, что перед этим и прокатимся напоследок с большим туром по России.
- Кстати, не наскучили ли вам ваши маски? Не хочется ли изменить имидж в этом плане?
- Как может наскучить художественный принцип, сформированная творческая концепция? Конечно, сами маски могут стареть, заменяться новыми, и т.д., но их использование в нашем случае не только оправдано, но и оптимально для достижения творческой задачи. Она же остается неизменной с нашего первого концерта, достижение эффекта выхода за границы собственной личности, обретения нового статуса: вестника, медиума, ретранслятора высших идей, Мастера Ритуала, отказавшегося на короткий миг транса от всего, что может помешать чистоте передачи.
- Традиционный вопрос: чего ждать от MOON FAR AWAYв будущем, в каком направлении сейчас движется группа?
- MOON FAR AWAY всегда будет коллективом, который можно узнать по звуку, образу мысли и подходу к материалу. При этом мне кажется, что именно «ритуальная» сторона будет усиливаться, выходить на первый план, это относится к ритмической составляющей, эффекте транса и экспериментам с «новой религиозной музыкой». В ближайших планах запись цикла, условно, дарк-фолковых песен, которые давно написаны и которые мы даже немного успели поиграть на концертах. Это будет в большей степени акустическая (по звуку) и традиционалистская (в идеологическом плане) работа. Также запланирована совместная работа с одним российским коллективом, но об этом я пока говорить более ничего не буду. Ну и главным проектом на будущее остается давняя моя мечта и идея-фикс: «Музыка О Полку Игореве». Очень надеюсь, что новый альбом MFA выйдет до 2012 года. А то, кто его знает, вдруг после этого такой возможности более не представится? (смеется)
Беседовал Uroboros