Интервью

05.2003

ХРУПКИЙ ЛУННЫЙ ЦВЕТОК ИЗ БЕЛОМОРЬЯ
журнал "STIGMATA" (Беларусь), май 2001

MOON FAR AWAY – хрупкий цветок , пустивший корни в былинной северной земле. Группа, начинавшая как еще один клон именитых австралийцев Dead Can Dance , со своего самого первого альбома показала , что одним копированием дело не закончится. Уже там, на “LADO WORLD” , можно было услышать то, что в будущем стало костяком замечательного “SATOR”. Трудно поверить, но сверкающая и переливающаяся музыка “SATOR” рождена в суровых окрестностях Белого моря.
Издание журнала налагает на себя и определенные обязанности. Так , я считаю , что мы обязаны пропагандировать не только музыку вообще , но и отечественную сцену. Отсутствие нормального шоубиза и системы распространения приводит к тому , что люди с желанием и средствами не имеют возможности приобрести релизы наших родных команд. Зачастую не самые интересные буржуйские группы известны лучше тех , что живут с нами буквально на одной улице. Это надо исправлять. Это надо искоренять. Российская MOON FAR AWAY уже издала два изумительных диска , и , бесспорно , стоит того , чтобы быть известной как здесь , так и там…Прочтите интервью , подумайте , остальное станет очевидным: интересные люди , замечательная музыка , божий дар.
Ну , а я разговариваю с Count Ash.

I.

- Для начала мне хотелось бы поинтересоваться последними новостями относительно MOON FAR AWAY. Работаете? Отдыхаете?

- MOON FAR AWAY всегда была группой, в которой почти все важнейшие вещи происходили за гранью внешне фиксируемых событий. Это не значит, что они от этого становились менее реальными и значимыми для нас. Тем не менее, этот наш образ существования всегда означал некоторые сложности в общении с прессой, которую всегда больше интересуют внешние события, перемещения в пространстве – одним словом, динамика на молекулярном уровне. Впрочем, это совершенно нормально, в этом специфика работы в информационных пространствах.

Тем не менее, сейчас кое-что начинает меняться и “внешне”, - надеюсь, подобные изменения себя оправдают. Это связано прежде всего с не весть откуда взявшимся желанием сделать концертный вариант нашей музыки. В приглашениях поиграть недостатка не было никогда, и это конечно весьма существенный довод, а мне к тому же снова захотелось сценических ощущений, живого ритуала. Все это связано с некоторым расширением состава и поиском адекватного звучания, так как звук, особенно последнего альбома, очень трудно воспроизводим живьем. Впрочем, концертная практика, если она и сложится, никогда не сможет заменить работу в студии. Сейчас идет активное продвижение альбома “SATOR”, его распостранением занимаются большинство крупнейших мировых готических дистрибьюций, я думаю, это принесет свои плоды. Можно упомянуть и о выходе еще пары компиляций с нашим участием. Что касается нового материала, то он продолжает создаваться, а так как работа идет сразу над несколькими альбомами, о времени их выхода говорить пока преждевременно.

II.

- Я слышал, что вы каким-то образом были связаны с HYBRYDS. На их альбоме Ein Phallischer Gott присутствует песня “Moon Far Away” . Это случайность или..?

- Так случилось, что несколько лет назад мы достаточно близко сошлись с музыкантами HYBRYDS,- общность взглядов на искусство, социум, образ жизни и т.д. До сих пор мы продолжаем общаться, хотя, к сожалению HYBRYDS как группа прекратила свое существование. Несмотря на то, что музыка, которую делаем мы, формально принадлежит к несколько другому направлению, мы чувствуем, что то, что делают HYBRYDS внутренне нам очень близко,- это музыка, которая, например, постоянно звучит у меня дома,- и они часто говорят нечто подобное.

Композиция с упомянутого тобой альбома построена на сэмпле из нашей Elevsinia c альбома “LADO WORLD”. Этот “ремикс” родился еще до выхода дебютного CD MOON FAR AWAY,- достаточно занятно получилось, на мой взгляд. Некоторое время назад, кстати, Magthea, мужская половина этого бельгийского эзотерического альянса, предложил дополнительно увековечить наше знакомство созданием совместного альбома, нечто вроде “HYBRYDS vs MOON FAR AWAY”, наш лэйбл Brudenia также загорелся этой идеей. Возможно, из этого тоже получится что-то интересное.

III.

- Можно ли говорить о том, когда появится ваш новый альбом и каким он будет?

- Повторяю, спешить с определением срока выпуска какой-то новой программы не стоит, - в этом просто нет никакого смысла .То, что мы готовим сейчас, должно как-то устояться, получить проверку временем. Оба новых альбома – полноценные и законченные концептуальные работы, - как всегда, впрочем. Один из альбомов будет называться “БЕЛОВОДЬЕ”, он основывается на глубинном ритуальном фольклоре русского Беломорья. Это очень сильный по своей энергетике материал, который мы не будем унижать обработками, оставим в подлинном виде, лишь подчеркнув мелодические линии подкладкой из нашего любимого ritual\darkwave и добавив ритмической магии. Думаю, что это будет захватывающая и всеобъемлющая работа, насыщенная живой магией нашей земли. Я действительно заворожен этой музыкой… Кое-что из готового материала альбома уже выходило на каких-то сборниках.

Другой альбом носит рабочее название “MINNESANG – ARCHETYP”. Он основан в целом на средневековых текстах, а основная его идея – воспевание образа, который в русской культуре носит название Вечной Женственности. Как известно, возникновение жанра лирической поэзии в европейской культуре неразрывно связан с религиозным искусством, в частности, с гимнами Деве Марии. Образ женщины в ранней поэзии Средневековья - образ, в котором переплетаются воспевание красоты и страсти любимой, подсознательные обращение к матери - и молитва к Богородице…

Альбом будет по-фрейдистски честным,- даже создание этого материала достаточно болезненно…В отличие от более этереального и эзотерически самоуглубленного “SATOR”, этот альбом будет страстным и романтическим . Это – обращение к иной стороне нашего Я, этакая романтически трагическая готика, в основном песенные структуры, более активное использование гитарной акустики наравне с электроникой.

IV.

- Ваш новый альбом я слушал месяцев шесть назад. К сожалению, в данный момент я его повторно послушать не смог, зато сейчас я наслаждаюсь “LADO WORLD”. Признаться, мне больше нравится именно дебютный диск. Конечно, он довольно типичен и несомненно создан под влиянием DCD, но все равно он мне очень симпатичен. Что вы думаете о своем первом альбоме сейчас, когда уже появился второй диск?

- “LADO WORLD” был создан несколько лет назад и не дает представления об актуальном звуковом образе MOON FAR AWAY. Впрочем, альбом этот любим нами до сих пор, так как представляет из себя нечто принципиально законченное, цельное – начиная с музыки и использованных текстов и заканчивая математически выстроенным порядком композиций и оформлением. Единственные мои претензии к “LADO WORLD”- это не самое лучшее качество звучания, - и некоторая композиционная прямолинейность.

Я хорошо осознаю, что многими людьми два наших альбома воспринимаются далеко не равнозначно,- однажды, уже завершая работу над “SATOR” я очень ясно понял, что этот новый альбом большинство людей воспримут либо “на ура”, либо с большим разочарованием,- ведь далеко не всем дано меняться вместе с нами, в том же направлении. Так и получилось, наши поклонники очень четко разделились на два лагеря – тех, кому ближе первый и второй альбом соответственно. И мне это не очень нравится, потому что оценивать MOON FAR AWAY с подобных позиций – очень поверхностно, по крайне мер, это не соответствует уровню авторского замысла. Впрочем, при всем уважении к людям, слушающим нашу музыку, мы никогда не скрывали, что их мнение никак не влияет на нашу эволюцию.

“LADO WORLD” действительно отражает наш внутренний мир определенного периода жизни, это более темная и ритуальная готика, а концептуальным ядром альбома была идея о некоем царстве языческих архетипов, глубинной области, которая существует с сознании каждого человека, дремлет до поры, но неизменно время от времени пробивается наружу. То есть нас интересовало не отражение отдельной традиции, а более глубокий слой единства многих(всех) первичных языческих учений. Тем не менее, далее идти этим путем мы не захотели, это означало бы отказ не только от музыкального развития, но и в большой степени от внутренней самореализации. Я мог бы долго говорить о принципиальном различии дебютного альбома и “SATOR”, но эта разница наиболее полно выразима на уровне стихийных символов: “LADO WORLD” родился под знаком Земли, “SATOR” - Воздуха. Соответственно, новый “фольклорный” альбом будет отвечать символу Воды, а “любовно-готический” – Огня. Таким образом, эти четыре работы составят, несмотря на все свое различие, единое произведение, мистический музыкальный Универсум, который в идеале должен быть когда-то реализован под общей обложкой.

V.

- Как я уже упоминал ранее, мне показалось, что ваш второй альбом довольно-таки сильно отличается от дебютника. Мне кажется, вы там экспериментируете с гуслями, я прав? Но, я думаю, только появление нового инструмента вряд ли вызвало такую радикальную смену звучания. Изменилось ли еще что-нибудь, кроме набора инструментов?

- Гусли, которые мы использовали на “SATOR”, были изготовлены по традиционной технологии в глухой деревне на Вятчине, поэтому их звук, на мой взгляд, обладает какой-то хтонической убедительностью, которую сложно как-то воссоздать искусственно. Этот принципиально “неокультуренный” звук мы использовали очень бережно. При создании альбома нам было очень важно соединить приемы игры, звучание акустических инструментов и разнообразной электроники, - несмотря на пренебрежительное отношение многих к последней, меня по-настоящему увлекает работа с электронными инструментами и синтезаторами, их возможности очень широки даже в такой достаточно классически ориентированной музыке, как наша. Тем не менее, в будущем этнической акустики у нас будет еще больше, но мы не собираемся ее акцентировать, выводить на первый план, создавать нечто, напоминающее tribal или world music.

Все эти компоненты звучания должны соответствовать сверхзадаче нашей музыки. Я, например, остался очень доволен результатом использования в одной из композиций настоящей балалайки, интрумента, звучание которого в наше время максимально стандартизировано и опошлено долбаными псевдофольклористами, - имя им легион.

В этом инструменте скрыта какая-то эпическая сила, которую нужно лишь расслышать.

Тем не менее, мы остаемcя gothic-коллективом, ориентированным прежде всего на европейскую музыкальную традицию, и не собираемся в этом плане что-то менять. Европейское Прошлое – это традиция, таящая в себе бесконечные моменты для вдохновения. Все это культурное наследие наделено неистребимым привкусом возвышенной трагичности,- именно потому, что это прошлое. Настоящего и будущего у Европы нет. Концептуально “SATOR”отличается от своего предшественника особой идеологической подкладкой, и это естественно отразилось на звучании. Мы как-бы подняли головы – к звездному небу над нами, и нравственному космосу внутри нас, попытались совместить эти два неба. Символика “SATOR”- это символика раннего христианства, духовной алхимии, античной астрономии и средневековой небесной мистики. Нам было важно создать посредством нашей музыки особое пространство, наполненное звуками прото-христианского космоса, символикой духовной эмпиреи. Не хочу расшифровывать отдельные композиции, образы, добавлю лишь, что очень многое для создания особой атмосферы альбома придают использованные нами тексты Рильке и Николая Кузанского. И все это вместе лучше воспринимать не рассудком, а некими другими каналами. Тогда во всем этом есть настоящее волшебство… Я не раз уже говорил o том, что этот альбом – эзотерическое credo MOON FAR AWAY.

VI.

- Можно ли сказать, что MFA на втором своем альбоме более–менее нашла свое фирменное звучание? Или эксперименты продолжаются?

- Мне действительно очень нравится звучание, которого мы добились на “SATOR”, даже сейчас, когда с момента окончательного сведения прошло столько времени, я недоволен звуком только на одной из композиций. Работа над альбомом шла почти три года, было время попробовать разные варианты саунда, - мне хотелось добиться действительно выдающегося звучания. Читая рецензии на этот альбом MOON FAR AWAY, я вижу, что наши эксперименты были поняты далеко не всеми. Многим сложно привыкнуть к осознанию, что хороший качественный звук может быть качественным по-разному. В основном это люди, привыкшие к определенному набору саунд-штампов. Объективно, например, можно сказать, что у, скажем, группы ABBA – хорошее, гармоничное и качественное звучание, но в данном случае все его достоинства для меня не имеют значения, - это звучание мне просто не нравится. С другой стороны, команды вроде IN GOWAN RING, ENDRAUM, MUSLIMGAUZE, FAITH AND THE MUSE обладают собственным звуковым лицом, основанном на любимом сочетанием частот, панораме и т.д. Как бы вы ни относились к их звучанию, - оно в любом случае заслуживает уважение человека, умеющего слышать. При создании звукового образа “SATOR” мы хотели сломать какие-то рамки, добиться чего-то принципиально нового, - и при этом неразрывно связанного концептуальной основой.

Вообще, этот альбом нельзя как-то разложить на составляющие. “SATOR”нужно воспринимать как целостный поток, - сейчас у меня даже есть даже некоторые сожаления по поводу включения отдельных вещей с него в различные сборники.

VII.

- Продолжая предыдущий вопрос: мы переживаем век мультикульту…э-э, я даже не знаю, как это слово называется по-русски. Скажем, мультикультурализма. Я думаю, ты понял, что я имею ввиду. Собственно, данное явление не столько эволюционно, а скорее, революционно – оно навязывается сверху. И первые плоды уже видны – история заменяется псевдо – историей и голливудскими фильмами, традиции и устои заменяются “модными”философиями и т.д. Да что говорить ! Вот самый свежий пример – в Англии осужден лавочник, отказывавшийся пользоваться метрической системой и продолжавший мерить все в фунтах и галлонах. Это в старой консервативной Англии! А что творится на континенте… Вот и сам вопрос – а стоит ли нам (вам) пытаться мешать всего понемножку, если это и без нашей помощи делается? Может, самое время вспомнить про свою культуру, благо она пока есть?

- Здесь есть несколько важных моментов, которые стоит четко уяснить. Во-первых, идеология постмодерна, на мой взгляд, сама по себе не навязывается сверху, - это естественный результат, к которому пришло развитие общемировой цивилизации, - а таковая действительно уже существует, как бы мы к ней не относились. Это значит, что замкнутые сами в себе культуры исчерпали почти все комбинации знаков, необходимых для создания каких-то новых идей, образов, форм. А без этого развития, без этой пресловутой эволюции искусство мертво, - оно по определению должно двигаться вперед (Я не говорю сейчас о том, хорошо это или плохо. Действительно, существование большинства традиционных культур было направлено на саморепродукцию, исключающую любые изменения в традиционном укладе жизни, обрядовости, технике, культуре, - общество страшилось любых изменений, эволюция воспринималась как величайшее зло, и эта этика Ритуала была величайшей ценностью в обществе . Но когда-то это изменилось, современное общество существует в реальности эволюции, и от этого никуда не уйти).

С другой стороны, я с удивлением наблюдаю, что сложнейшая в своем первоисточнике философия постмодерна и “мультикультурализма” становится достоянием широких масс, правда, в до предела упрощенном своем варианте. Это легко объяснимо, - ведь всеядность и неспособность что-либо полностью отрицать - что иногда принципиально важно - дается гораздо проще, чем жизнь в строго определенной традиции, ритуале. Вот как раз это “уважение к чужому мнению”, с дежурной улыбкой на лице, и навязывается кругами, добивающимися наиболее простого достижения мирового господства, - это то, что называют обычно “американским мироощущением”.

Вот этот маргинальный мультикультурализм мне глубоко противен.
Одна из наших любимых, программных фраз – “Преодолей себя, восстанови ритуалы”.
Во-вторых, подлинный космополитизм, -тот, который исповедуем мы, - действительно подразумевает интерес и уважение ко всем формам культуры и ко всем национальным ее проявлениям. Но для того, чтобы войти в это мультикультурное пространство наравне с другими, ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно быть носителем СВОЕЙ традиционной культуры, - прежде всего, естественной религии и фольклора. Люди, составляющие MOON FAR AWAY, являются носителями такого культурного багажа, поэтому мы имеем моральное право заниматься синтезом культур в нашей музыке. Это осознание очень важно, на мой взгляд.

Что касается новых религиозных течений, направленных на создание неких усредненных ритуальных систем, основанных на каких-то общих, “гуманистических”, “общечеловеческих” ценностях, то такие системы, выходящие за рамки обычной веротерпимости и чистой, не смешанной ни с чем любви к себе подобному, не несут в себе ничего, кроме новых иллюзий, - а значит, Пустоты.

И последнее, что можно здесь сказать. Опыты с произвольным использованием самых различных знаковых систем являются очень важными для MOON FAR AWAY. А название каждого нового нашего альбома принципиально будет на новом языке.

VIII.

- Наш журнал хоть и пишет про музыку, но на его страницах мы мало говорим про саму музыку: уж извиняйте, но мы все больше про политику. ОК? Вот и еще один вопрос: что вы думаете про современную Россию? Есть ли у вас шанс? Все, например, надеялись на Путина, но дела его говорят красноречиво: “Мир” потоплен, полунезависимых источников информации не осталось, “Курск” на дне, детская порнография, замерзшие дома, Чечня, страна как разворовывалась, так и разворовывается…

- Общество, которое забыло принципы и ценности кастовой системы в ее изначальном виде, общество, в котором низы не желают мириться со своей метафизической природой, вполне определенным положением в социуме, а прирожденная аристократия постоянно мучима вопросом о собственном предназначении, кто она и “что делать”, общество, которое держится исключительно на спонтанно возникающей и меняющейся идеологии, - такое общество обречено на существование в порочном круге четырех социальных извращений: тимократия – олигархия – демократия – тирания.

Россия, к сожалению, живой пример этого круговорота. Впрочем, как и, наверное, все бывшие составляющие Империи (хотя любая госпропаганда утверждает, что “все-таки у нас чуть-чуть лучше, чем у соседей”), да и многие европейские государства.

Разница в том, что на западе эта система перешла в разряд любимой и всячески лелеемой мифологемы, которая воспринимается как единственно возможный ход вещей. Три величайшие и опаснейшие иллюзии современного мира – это три цвета французского флага, все эти псевдо-свобода\-равенство\-братство, которые вошли в кровь среднего человека “там” и которые усердно преподносятся как величайшее достижение цивилизации “здесь”.

Впрочем, обществом всегда управляет такой человек, которого это общество достойно, а по сути – наиболее типичный его представитель. Люди смотрят по утрам в зеркало – и видят “своего президента, всенародно избранного, гаранта конституции”, и т.д. Пусть это всего лишь идеал, но даже это устраивает почти всех. Что ж, человеку свойственно мыслить мифологически, жаль только, что уходя все дальше и дальше от традиций социальные мифологемы мельчают и все меньше отражают метафизическую реальность.

Современным обществом правит социология, - и это основная его характеристика.

IX.

- Очень часто в истории России сибиряки спасали страну в тяжкую минуту. Многие и сейчас думают, что такое возможно. Хоть Архангельск и нельзя назвать настоящей Сибирью, но это более–менее что-то такое. Как дела на севере? Поговаривают, что наркомания буквально косит ваши края. Есть ли еще порох в пороховницах? Живы ли традиции?

- Ну, все-таки Беломорье действительно не корректно называть Сибирью… Тогда Белоруссия, безусловно,– лишь Западная Польша…Шучу.

Я не верю в титанизм, героя, который может спасти какую-то страну, изменить общество. Безусловное выражение силы - соответствие своим убеждениям, умение действовать в условиях, когда это практически невозможно, а главное- воля к внутренней эволюции. Только твоя душа является единственным полем битвы, на котором стоит совершать подвиги. Общество невозможно изменить извне, - тем не менее, есть некая тайна того, как свет, уровень самосознания отдельной личности преобразуется в реальное социальное качество.

Мне нравятся люди, с которыми мне приходится общаться и жить здесь, на Русском Севере. Что бы там ни говорили, поморский характер и свое особое мироощущение действительно существуют. Это какая-то природная мудрость, неторопливость и цикличность жизни, особый религиозный синкретизм мировоззрения, основанный, с одной стороны, на наиболее чистом, не тронутом “прогрессивными течениями” варианте православия, а с другой стороны, на практическом обрядовом язычестве. Лично от себя я не могу обещать “спасения страны”, мое дело - музыка MOON FAR AWAY и другие волшебные вещи. За общество, зараженное прогрессирующим идиотизмом я отвечать не хочу.

Насчет наркомании, - к сожалению ничего не могу тебе сказать, так как просто не владею точной информацией, - а вокруг себя не вижу “скошенные края”…

X.

- Да, забыл спросить: у нас говорят, что поэт в России – это больше чем поэт. Считаешь ли ты, что поэт (музыкант, артист, художник) должен вести \ побуждать окружающих к действию? Имеет ли он право использовать свое искусство для такой, казалось бы, прозаичной и приземленной цели? Используете ли вы свою музыку для пропаганды своих убеждений? Есть ли такие?

- Искусство говорит на языке образов, которые действительно могут иметь реальное воздействие на человека. На Востоке музыку, например, до сих пор понимают как разновидность магии, имеющей непосредственное воздействие. Так что искусство обладает реальной Силой. Что касается искусства как фактора социального возбуждения… На память почему-то сразу приходят соцарт, Некрасов, Дин Рид… Побуждение к действию и прочее – боюсь, что это все не наше. Идеологическое искусство - не обязательно выступления с броневика и призывы сделать мир лучше. Возможно, это просто музыка людей, обладающих Силой.

То есть убеждения, мифологема, в которой живет творец, все равно прорываются наружу, - только не в сфере содержания, а в форме, неощутимых на ощупь флюидах. И мир все равно меняется… Мы поем вам про цветы, - а вы после этого испытываете неимоверное желание испить свежей крови…

XI.

- Этот номер Стигматы посвящен десятилетию распада Советского Союза. Что ты думаешь об этой годовщине? Ответ не обязательно должен касаться политики. Чем стали для тебя эти десять лет, которые потрясли мир?

- Сложный вопрос. Исторически, создание и падение империй – постоянный и естественный процесс. Что касается Советского Союза, - боюсь, я не очень-то любил покойника в бытность его живым. В основе этого государства лежала идеология вырождения, которая искуссно камуфлировалась вечными понятиями. Вот уж где был ПиАр, - не чета современному.

С другой стороны, я считаю, что разъединение русского, украинского и белорусского народов - насильственно и искусственно. Это объясняется лишь формированием новых правящих элит, которые, чтобы оправдать свое существование обязаны были создать идеологию, позволявшую бы им осуществлять контроль над массой, которая, не смотря на “демократическое самосознание”, остается гораздо более безликой и подверженной манипуляциям, чем средневековое общество.

Чисто практически мне доставляет большое неудобство огромное количество новых границ. Стало сложнее путешествовать, - например, я очень люблю землю Крыма, но с каждым приездом я вижу, что близкие мне (русские) люди живут там все хуже и хуже. Так что отношение к Союзу неоднозначное. Главная сложность, что после прошлого “братства между народами”, кажется, никто не знает, как сейчас наладить хоть какие-то отношения.

XII.

- Вы в своих песнях временами цитируете Ницше. Вопросы я составляю в пасхальные дни, поэтому, скажем, навеяло. Ницше сказал, что Бог умер. С тех пор прошло не так уж и много времени, но сколько всего случилось! Две самые кровопролитные войны, красные и коричневые концлагеря с сотнями тысяч убитых, заживо сожженные в Хиросиме, сексуальная революция, расцвет детской порнографии и пидеров, упадок традиционных церквей и расцвет сект вроде американской Синагоги Сатаны. Да что говорить, сегодня смиренный и вечно гонимый еврейский народ предстал в виде кровавого палача, безжалостно убивающего из снайперской винтовки палестинских детей. Как ты думаешь, покинул ли Бог этот мир? И что вы думаете о религии вообще?

- Если умер Бог - то умер и Человек… Не знаю, как можно разбить их онтологическое единство…Эту фразу Ницше нужно воспринимать как символ, всеобъемлющий образ. Ницше для нас - величайший немецкий поэт, который сумел в форме мифа и символа выразить свое время, надежду на грядущие метафизические изменения человеческой природы.
Я действительно не смогу ответить на этот вопрос, так как никогда не понимал фразу о смерти Бога буквально.

Видимо, Бог снова и снова дает миру шанс стать лучше, а человеку подняться над собой, подобно Мюнхаузену вытянув себя за косичку из некоей липкой массы. Но эти шансы тотально не используются.
Религия на самом деле так и остается очень действенным путем. Несмотря на продолжающуюся деградацию религиозных институтов общества, для ищущего человека, принципиально одинокого перед вечностью, этот путь все тот же, что и тысячу лет назад. Меняется лишь окружение, сказывается эпоха Упадка.

Опять детская порнография… Как-то я не слежу за этим…

XIII.

- Чтобы не заканчивать интервью на такой мрачной ноте…Расскажи немного о своих краях. Что у вас есть интересного? Что каждый просто обязан увидеть?

- Я слишком искренне и нежно люблю свою землю, чтобы много об этом говорить. Такие волшебные и загадочные места, как Кенозерье, окрестности Сийского монастыря, само Белое море, Соловки, не располагают к словесным спекуляциям. Единственное, чем мы выражаем благоговение перед нашей землей в этом плане – это наша страсть к фотографированию. Так, на нашем сайте есть раздел “Соловецкие острова глазами MOON FAR AWAY”. Так что при желаниии на все это можно действительно взглянуть нашими с Heleg’ом глазами. И последнее: извините, но мы никого сюда не приглашаем. Мы совсем не хотим, чтобы эта земля стала новой Меккой для тупых туристических орд. Что-то должно оставаться закрытым…

Беседовал Игорь Матюнов
STIGMATA Magazine, 
Беларусь, май 2001г.

 
2008 © Copyright