Интервью

18.08.2010

MOON FAR AWAY: Музыка как свобода и благодать
Интервью для журнала "ПроРокИнфо"



У любого хорошего диска есть такое качество: стоит поставить его на вертушку, как ты сразу же переносишься в совсем другие измерения.  Иногда - до боли знакомые, а иногда сказочные и где-то даже надмирные, как у архангельской неофолк-группы МOON FAR AWAY, выпустившей в мае свой новый альбом «Minnesang».  Скучающие в хрустальных теремах красавицы, прекрасные королевичи, терпкий запах можжевельника - если вы любите средневековый романтизм, этот маршрут будет самым волшебным!

Грустный, и одновременно нежный. Такой он, этот альбом MFA, работа над которым велась группой все последние годы. Но что самое главное – диск получился удивительно жизнеутверждающий, потому что сквозь древнюю печаль нет-нет да и прорвутся нотки мудрого оптимизма с хитринкой в глазах.  Ведь что бы ни происходило, какие бы темные времена не наступали, во всем есть место светлой надежде: Королевич снова поедет искать свое счастье, мать будет качать в колыбели дитя, а Олюшка - ждать. «Не златом жизнь полна, не праздной слабостью - кольцом любимого да детской святостью».  О том, как создавалась эта пластинка, рассказывает лидер группы Алексей Шептунов.
- Пластинка начала готовиться еще во время создания альбома «Беловодие»,  - говорит музыкант. - Что-то записывали, пересводили, меняли...  К нам не применимо обычное правило: накапливаем песни на диск, пишем, заканчиваем его, издаем - и только потом начинаем второй. Если появляется песня, она может выйти сейчас, а может через пять лет.  Материал просто ждет своего времени, чтобы соответствать основной концепции группы, которая была осмыслена много лет назад.
- А в чем она заключается?
- В том, что у МOON FAR AWAY выйдет четыре альбома, каждый из которых будет соответствовать одной из стихий: Земля, Воздух, Вода и Огонь.
- То есть пятого уже не будет?
- Будет, но в другой концепции. Завершен лишь Магический Квадрат из четырех первых альбомов. Уже давно в задумке три новых концепции - правда, говорить о них пока рано. Сейчас для меня важнее «Minnesang», закрывающий собой цикл, на который ушло в общей сложности более десяти лет. В итоге получилось эдакое Четырехкнижие, которое, возможно, когда-то будет издано отдельным боксом, в едином оформлении.
Работа над завершающим альбомов велась сложно  - я до последнего момента не знал, как он будет в итоге звучать. Но так и задумывалось: мы делаем все, что от нас зависит, а потом позволяем Случаю преобразовать все получившееся это в некое единство. Я считаю, надо всегда оставлять такой шанс для вмешательства Судьбе, чтобы она расставила все по своим местам.
- Мне показалось, что диск получился очень «женским»...
- А так и есть на самом деле. «Minnesang» - это страсть, это преклонение по отношению к женским образам и архетипам, которые можно встретить в нашей жизни везде и повсеместно. Чувства к Родине, к матери - все это очень тесно взаимосвязано. 
- А к девушкам?
- да, конечно, - но все это на уровне образа. Само собой, я могу вспомнить какие-то конкретные лица, женщин, которым когда-то посвящались отдельные песни, но на самом деле все намного шире. Это не посвящение определенным людям, а как сказано в предисловие, признание в любви к абстрактным сущностям, которые, тем не менее очень реальны и существуют для каждого человека в его сознании, где они наделяются индивидуальными черточками – но также являются для многих общими. Помнишь блоковскую Прекрасную Даму? Образ очень конкретный и яркий, вошедший в историю литературы, но при этом никто не знает, о ком это. Да и сам поэт вряд ли знал.  А почему люди читают эти стихи... не потому ведь, что поэт Александр Б. посвятил их, предположим, Оле К. А потому что это универсальный документ бессмертного сознания, во многом надындивидуального . «Minnesang»  - это подобные Стихи о Прекрасной Даме.
- Скажи, а что для тебя любовь?
- Это то, что дает ощущение полноты жизни. Принцип, которым как клеем «Момент» соединен мир. Первопринцип, главный закон существования всего на свете. То, что делает тебя единым со всем окружающим миром. Универсальный язык и система координат.
- Про композицию «Мама Русь»...  Во всех своих интервью ты подчеркиваешь, что в ней ноль политики, но при этом называешь ее гимном. Что ты, задумывая ее, хотел сказать миру?
- Многие слова сегодня потеряли свой основной смысл, который был заменен значением, так сказать, сугубо прикладным. Изначальное, истинное значение слова «гимн» - «возвышенная песня». Когда-то основными были религиозные гимны, потом термин стал использоваться по отношению к любовной лирике. После - перешли в политику и корпоративную культуру, стали почти повседневным инструментом создания атмосферы единения определенных сообществ людей. Для меня «Мама Русь» - это духовный гимн России, обращение к той Родине, которая внутри нас и над нами. Без нее мы были бы совсем другие.
- Альбом очень выверен с точки зрения драматургии. Ты специально поставил песню «Будем Жить» в самом конце?
- Это как раз одна из тех вещей, которая определилась в последний момент формирования альбома. Ее мелодия и первые два куплета принадлежат группе THEODOR BASTARD. Я услышал ее, мне очень понравилось, решил дописать... В итоге то, что получилось, не очень похоже ни на TB, ни на MFA, - но при этом очень органично вписывается в альбом. Композиция слушается как бонус-трек, но ничуть не противоречит предыдущему материалу логически. Кстати, в национальном российском готическом хит-параде-2009 она заняла 5 или 6 место, оставив позади даже группу TheCure.
- Фраза «Будем жить» - это, кажется, из какой-то кинокартины?
- Да, из фильма «В бой идут одни старики». С одной цитаты – фразы очень невеселой, - песня начинается, другой - жизнеутверждающей - заканчивается. Жизнь  - во всем, она переходит из одной формы в другую и из одного состояния в другое. Счастлив тот, кто не прощается с этим миром навсегда, а знает, что все продолжится, только -  по-другому. 
- Как принимали твою пластинку в городах, где вы выступали  рамках гастрольного тура?
- Тур был очень яркий и запоминающийся. Утром выезжаешь из одного города, вечером уже выступаешь в другом. Очень теплая публика.  Жаль, что по вине глупых обстоятельств не попали на лейпцигский фестиваль Wave Gotik Treffen...
Для меня важно, что для наших западных слушателей мы остаемся проводниками российской культуры. Здесь, в России, мы естественны в своей символике, хотя и являемся некоторыми пионерами, потому что заставляем фольклор жить, быть актуальным и востребованным – и в такой форме тоже. А вот на западе считают, что Россия, это страна медведей, мафии, плохой экологии и вороватых чиновников - мы же дарим им другую Русь, сказочную и эпическую, мощную за счет своего духовного стержня, почти утраченного Западом, древнюю и современную одновременно. Получается, что мы - носители традиционных русских ценностей. И если существует сверхцель MFA, если кто-то сверху вложил в меня эту идею, то она заключается именно в этом: в трансформации и возрождении того, что уже забыто. Иногда мне даже кажется, что  Европа завидует России, хоть этого и не признает. При поверхностном благополучии развития культуры и музыки , там  во многом себя повторяют или плодят формальное творчество, забывая, что музыка это  - духовность и благодать.
- Ты выступаешь в балахоне и в маске, зачем? Что символизируют детали твоего костюма?
- По совокупности - ничего. Мы избегали каких-либо связей, просто хотели достичь максимальной обезличенности. Наряд - это как раз то, за чем можно спрятаться, чтобы выходило только содержание. Можно сказать, смирительная рубашка для эго. В нем ведь много слабости, случайных влияний и раздробленности, а хочется максимально чистых образов. Магия, волшебство, слово, звук, дух, который говорит всеми этими понятиями - вот это важно!
- Слово «магия» - оно ведь здесь неслучайно?
- Да, это то  самое состояние, которое мы испытываем, стоя на сцене. Почему человек вообще занимается творчеством? Не потому ли, что это максимальная свобода, которая дана человеку, здесь, на земле? Ты поешь, а душа летает и не чувствует ограничений, широты, долготы, веса и атмосферного давления. Это и есть обретение первоначальной сущности человека.

Яна Бобылкина


"ПроРокИнфо":
http://www.prorockinfo.ru/
http://vkontakte.ru/club9320690

 






 

 

 
2008 © Copyright