Интервью

10.2003

ЗИМА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Журнал «FUZZ», октябрь 2003

Для многих групп современной "schwarze scene" основным творческим методом стала
ретроспекция. Вести речи о возрождении традиций теперь так же привычно, как чистить
зубы. Неземная любовь к родной и не совсем истории обуяла представителей почти всех
возможных gothic-жанров. Подобно известным представителям фауны, которых сызмальства
натаскивали на поиск трюфелей, они роются в археологической пыли, готовые полцарства
отдать за редкость, что можно будет витиевато обыграть на новом LP и обрести недолговечную
славу новаторов. Однако, несмотря на очевидное засилье опусов-поделок с претензией на
аутентичность, немало и тех, у кого акценты в творчестве расставлены иначе: так, что во
главу всего ставится опыт мистических переживаний, а скрытое от сторонних взоров
обретение внутренней целостности важнее напускных бравады или печали.

За последние лет пять на Руси "темный" андеграунд рос и мужал и, будучи слеплен по
образу и подобию зарубежной субкультуры, должен был столкнуться с теми же  проблемами,
что и она. Есть только одно "но": коллективы, исполняющие музыку качественно, не говорю
даже – на европейском, уровне, легко поддаются пересчету на пальцах, выходит - сравнивать
их творческий потенциал, если иметь в виду локальную сцену, особо и не с чем. Зато кое о
ком из них стоит написать как об отдельных от всего и вся феноменах, без оглядки на
серость вокруг. Однако прощай, патетика!.. Дальше тебе пути нет - фэйс-контроль, матушка,
и по всем законам журналистики настала пора выдать факты на гора.

MOON FAR AWAY возникли в Архангельске в конце 1994 года. До сих пор у меня всякий раз
возникает затруднение: как их называть? Группа не группа, формация не формация -
привычный смысл этих слов нисколько не отражает тех отношений, которые имеют здесь
место. Скорее уж  - "тандем". Автор музыки - Count Ash, вокал - Anea, фото - Heleg.
Троица была изначально окружена мистическим ореолом, посудите сами: проект
преимущественно студийный, участники предельно скупы на слова, да и концертов до
последнего времени не давали. С выпуском диска "Lado World"  на московском лейбле
Exotica в 1997г. (прежде группе удалось создать два демо - "PRA" и "Slovisha's Songs")
ощущение причастности MOON FAR AWAY к некой тайне лишь усилилось. Альбом прямо-таки
сочится культурными аллюзиями, а в качестве лирики использованы тексты самых разных
авторов - от Цицерона до Штайнера. При внешней эклектике "Lado World" пронизан единым
замыслом, постигать который стоит на уровне стихийного восприятия, архетипической памяти,
поскольку в противном случае есть риск оказаться перед антологией европейской поэзии в
обрамлении эмбиентных ландшафтов. Подобно тому, как величественный собор стоит
рассматривать в общей перспективе, издалека (или напротив - изнутри), а не до абсурда
скрупулезно пересчитывать каменные блоки, находясь в паре шагов от стены. И сравнение
с храмом отнюдь не случайно: в одном из немногочисленных интервью, данном вебзину Seidr,
на вопрос, является ли MOON FAR AWAY религиозной группой, А. Шептунов ответил утвердительно.

На протяжение всего своего существования коллектив активно поддерживал контакты с
западной community и принял участие в нескольких крупных готических компиляциях, в
частности -  Dark Ages III (1998),  Gothic Enigma II (1999) и Triton II (2000), и к
моменту выпуска следующего полноформатного альбома - "Sator" (2000, Brudenia), был
известен и признан за рубежом, пожалуй, больше, чем на родине. Многие узнали о
"Moon Far Away", услышав их трек "December of Times" на "Russian Gothic Compilation:
Edge of the Night" (2000). Не минула музыка архангельских интеллектуалов и иных отечественных
сборников:  Results III (1999), Расскажи Чайковскому Новости (1999), Results IV (2000),
Bulldozer (2002). Решительным подтверждением культового статуса группы стал уже
упомянутый релиз "Sator" (по латыни - "сеятель"). Еще больше литературно-философских
шарад, еще сильнее выражены элементы ethereal, символизм поэзии и общего настроения
становится мягче и глубже. Помимо лирики Count Ash'а, на альбоме фигурируют произведения
Кузануса и Рильке. С каждым годом в музыке MOON FAR AWAY все громче заявляет о себе
сакральное начало, и более чем показательно обращение участников к фольклору родных краев.
Несмотря на сознательно декларируемый духовный космополитизм, огромное внимание они уделяют
поморской традиции, с которой связаны генетически, что воплощается не только в музыке,
но и в фотоработах - на официальном сайте можно найти множество фотографий родных мест
музыкантов - и в театральной ипостаси.

Что там, и само их выступление напоминает ритуал. Сценические костюмы - длинные белые
одежды, нечто среднее между балахоном и тогой, маски с птичьими клювами - создают образы
холодные, как северная зима, подчеркнуто отстраненные, нездешние. К чему стремились
музыканты, избрав подобный имидж? Перед вами фрагмент интервью с А. Шептуновым:
"Концертные костюмы очень просты, именно своей отсылкой к некоему пра-состоянию.
Это нечто очень усредненное, в принципе, самая простая форма, которую может иметь одежда
вообще. Маски - опять же отсылка к безличности Творца".


Впрочем, группа нечасто балует своих поклонников концертами. Первый состоялся аж в
феврале 2002 года в здании старинного архангельского Гостиного Двора, май ознаменовался
выступлением коллектива на празднике ритуального фольклора и дарк-фолка "Prutena" в
Кенигсберге. Далее настала очередь Москвы и Питера  (до столицы удалось добраться совсем
недавно, в марте этого года).

Музыка MOON FAR AWAY постепенно эволюционировала от dark ambient/ethereal к ritual
folk, неизменно сохраняя при этом свои характерные черты: пространные, запоминающиеся
клавишные пассажи, ритуальные ритмы и чарующий женский вокал.

Вот далеко не полный перечень того, что успели претворить в жизнь MOON FAR AWAY.
Развернувшаяся панорама впечатляет и озадачивает - парадокс на парадоксе!.. В чем же
кроется загадка этих северных культуртрегеров, которых неугомонные критики так и норовят
сравнить с "Dead Can Dance", что позволяет им гипнотизировать слушателя, удерживая его
внимание на протяжение всего альбома?

Помните начало статьи? Так отойдем же назад хоть на миг, чтобы разглядеть все здание
целиком. А тут не обойтись без философии. MOON FAR AWAY следуют не кумулятивному
методу познания, личностный гнозис не есть для них все увеличивающееся нагромождение истин,
раз и навсегда признанных неизменными. Они не карабкаются, цепляясь за ad hoc-гипотезы,
а парят. Таков путь к "осевому времени", золотому веку праевропейской культуры: не по
прямой тропе -  такой нет в природе - а по ленте Мёбиуса. Внутренняя сторона кольца -
единовременно и внешняя. метафизика и диалектика, постмодерн и неоплатонизм. Все зримое -
лишь далекое, но пленительное отражение замысла. Все строки - акростих одного имени.
А. Шептунов:
"Как бы мы ни отрицали ценности и принципы постмодернизма в нашей жизни, и мы
можем принимать его либо не принимать, но существуем в этом контексте принимать.
Искусство во всех своих проявлениях - это изначально гипертекст".

Послания MOON FAR AWAY доступны каждому, кто готов искать и постигать.
Себя - в первую очередь. Как мудро сказал философ и писатель В.Б. Микушевич:
"Для человечества нет выхода, для человека - всегда выход есть". Наши герои нашли
не только выход, но и вход в мир иного восприятия, чувств разрушительной силы, древней памяти.
 

М. Боде Младший (Wolffanger)

 
2008 © Copyright