Интервью

01.03.2011

"Быть на сцене в маске - это просто честнее".
Интервью MFA Соне Соколовой, портал Zvuki.Ru


В декабре 2011 года старейший музыкальный портал Рунета Звуки.Ru отмечает свое 15-летие. К празднованию этой мощной даты мы подошли со всей ответственностью: начиная с 17 марта, мы запускаем в клубе "China Town" серию концертов под кодовым названием "Звуки РУлят!", где будем знакомить вас с русской и европейской музыкой, которая интересна и близка редакции портала и ее слушателям. Первый концерт состоится 17 марта, и ради такого случая мы привезем из дальних снежных краев группу, которая воплощает собой все, что нам близко. MOON FAR AWAY - родом из Архангельска. Команда образовалась на 2 года раньше Звуков. За годы существования MOON FAR AWAY уже добились европейской известности, а вот в России о них практически ничего не знают. Их музыка - хитросплетение фольклора, готики, арт-рока и транса, она сложная и одновременно - очень светлая. А когда слушаешь, как вокалистка Leda интерпретирует обрядовый фольклор, понимаешь: есть люди, для которых фолк - не аттракцион, а основа самостоятельного, цельного творчества.

Специально для слушателей Звуков группа даст большой сольный концерт полным составом, а также впервые покажет новый концертный видеоарт. Накануне концерта я поговорила с лидером группы Count Ash, на котором в группе держится все - от музыки и текстов до игры на редких инструментах. На протяжении всего разговора я пытаюсь вытянуть из него ответ на вопрос: почему, живя вдалеке от столиц, эти удивительные люди еще и носят маски на сцене?

Звуки.Ru: MOON FAR AWAY - крайне загадочная формация. Я несколько раз ставила вашу музыку разным людям, и все интересуются: "это англичане или немцы?". Качество вашей музыки - европейское, основа - фольклорная, но при этом вы не стали таким же явлением массовой фолк-роковой сцены, как Пелагея, Мельница и прочие. В чем причина?

Count Ash: И сразу вы меня поставили в тупик. Я не знаю ответа на этот вопрос. Другое дело, что я не испытываю от такого положения дел особого неудобства, и, прямо скажем, не подсажен по этой причине на комплексы. Я вовсе не хочу быть "Мельницей" или "Пелагеей", при всем к ним моем уважении, и не хочу идти на компромисс, который неизбежен в данном случае. Пожалуй, мне нравится заниматься музыкой непрофессионально.

Звуки.Ru: Впервые вижу профессионального музыканта, который с гордостью говорит, что он - непрофессионал...

Count Ash: Для меня это - удовольствие и определенного рода служение. Но при этом я могу позволить себе два года ничего не писать, занимаясь другими делами, которые очень интересуют меня в жизни. Не хочу контрактов, заcтавляющих выдавать на-гора альбомы вне зависимости от того, есть мне что сказать в данный момент, или нет. Ибо уж если жить так в музыке - то в чем останешься честен?

Звуки.Ru: О какого рода компромиссах речь?

Count Ash: О компромиссах производства "музыкального продукта". Все мои немногочисленные соприкосновения с миром, условно говоря, музыкального шоу-бизнеса еще раз убеждали меня в том, что я вижу свои песни, свои альбомы, наш имидж и так далее именно таким, каков он есть. "Снимите маски - увеличим в два раза гонорар за концерт!". На это мы, правда, пошли пару раз - что ж, тоже опыт, и он мне не понравился. И так - очень во многом. Ежели говорить вообще о бизнес-категориях в отношении MOON FAR AWAY, то тогда это должен быть такой партнер, который воспринимал бы нас как данность, как "вещь в себе". На самом деле, это, конечно, не трагедия всей нашей жизни и не гамлетовы муки несостоявшейся Пелагеи. И мы вполне комфортно существуем в нашем собственном небольшом мирке, иногда врываясь в большой музыкальный мир как эдакая поморская экзотика. Просто все так, как есть.

Звуки.Ru: Я, кстати, периодически сталкиваюсь с этой позицией - "нам такое же, только с перламутровыми пуговицами", и недоумеваю: ведь это неизбежно ведет к стандартизации музыки...

Count Ash: Вот поэтому мы предпочитаем держаться той позиции, что деньги благороднее зарабатывать на другом поприще, а музыка пусть останется максимально чистой. Хотя кто знает? - возможно, в глубине души мы ждем, что кто-то переубедит нас в том, что подходы к музыкальному бизнесу могут быть другими. В общем, в этом мире так во всем, наверно...

Звуки.Ru: В чем секрет Вашего равновесия? Вы же весь день работаете на другой работе, откуда силы на то, чтобы держать глаза и уши открытыми?

Count Ash: Не ждите в ответ формулы, рецепты, объемы и намеки на инициацию Орденом Розовощеких Эквилибристов. На самом деле равновесия как такового нет. Как и все, мы пытаемся отыскать хоть какие-то вечные жемчужины среди всего того, что окружает нас в повседневной жизни. Просто я не думаю, что все было бы намного проще, или вообще принципиально иначе, если бы мы целенаправленно занимались исключительно музыкой. На этом поле всякий, кто чего-то добился, пожал то, что сам не сеял...

Звуки.Ru: А как вообще все начиналось? Что Вы хотели играть в юности и как пришли к тому, что делаете сейчас?

Count Ash: История MOON FAR AWAY складывалась где-то глубоко внутри меня. Возможно, ее вообще не существовало во времени, она словно пульсировала и переливалась новыми красками, вися в пространстве. Внешние проявления были порой в чем-то противоречивы, для кого-то - даже скандальны. Но сейчас я ни о чем не жалею, а внутренняя история - все-таки основная. Со стороны каждый видит все по-своему, и порой бывает так, что концерты, которые я сам считаю провальными, воспринимаются публикой - даже наиболее грамотной ее частью,- чуть ли не как откровение. Возвращаясь к Вашему вопросу о первых днях творения MFA, скажу, что в начале было (по порядку) много русского рока, северного фольклора и британского пост-панка. Чуть позже - индастриала и прочей разнообразнейшей музыки под маркою indie (слово, которым сегодня называют чуть ли не наиболее скучный сегмент современной музыки для подростков). Все это я и слушал, и играл. До сих пор считаю, например, Joy Division одной из лучших команд в истории западной музыки, а их песни при этом воспринимаю столь же родными и близкими сердцу, как и поморские виноградия.

Звуки.Ru: Группа все это время формируется вокруг Вас и Ваших музыкальных интересов, или остальные участники тоже привносят свои элементы?

Count Ash: Думаю, не сильно погрешу против истины, если скажу, что вся идейно-музыкальная и концептуальная составляющая всегда исходила от меня. Я вообще совершенно не понимаю, например, как работали группы вроде Pink Floyd в свои лучшие времена, когда в их составе творили и создавали материал сразу несколько гениев. Как происходит коллективное творчество вообще, и каким образом в европейской культуре оно пришло на смену времени титанов-одиночек? Представьте, ежели б, например, Бах, Гендель и Бетховен вместе сочиняли бы, скажем, даже какую-то безделицу - например гимн для ФК "Зенит"? Поссорились бы моментально...

Звуки.Ru: Это была бы поистине апокалиптическая картина.

Count Ash: С другой стороны, другие люди, даже не привнося ничего формально в творчество - вроде собственных соло или тем - всегда привносят с собой часть своей души, своего видения, интерпретацию, настроение, энергетику. И часто сотворчество происходит на этом уровне. и это потрясающе. Поэтому я очень благодарен всем, с кем я работал за время существования MOON FAR AWAY.

Звуки.Ru: Зато вместе проще пробиваться...

Count Ash: Ритм жизни меняется часто, в этом проблема. Дописывая альбом, я полгода жил по ночам, ложась спать около 9 утра и просыпаясь около 15... Пробиваться - это тоже что-то из другой музыкальной жизни. Пожалуй, мы никогда этим не занимались вообще.

Звуки.Ru: Получается, вы - такая "вещь в себе", а как в проект приходят новые музыканты? Как Вы выбираете голоса, например?

Count Ash: MOON FAR AWAY - крайне нетипичная группа. Отбор в группу по профессиональным соображениям - минимальный. Я всегда приглашал в MFA людей, которые, во-первых, были духовно мне близки, с которыми мне было приятно работать и ездить в туры, чем просто профессионалов, которые отрабатывают на сцене работу и поют с нот. А во-вторых, я звал тех, кто реально хотел развиваться, учиться, принять заданный мной путь музыкальной эволюции. Порой эти честные, открытые и теплые отношения внутри значат куда больше, чем профессионализм. Это то же самое, как выбирать между записью дома - когда досконально знаешь весь свой небольшой аппарат (а главное - то, какого звука хочешь добиться) - и огромной и дорогой студией, куда ты вложишь нереальные деньги, и где из тебя сделают очередную Арию, к примеру. А у нас единственная профессиональная певица в группе была самой крупной "кадровой ошибкой". Cлава Богу, что мы разошлись почти полюбовно. Можно сказать, что сверхзадача музыки MFA достигается духовными движениями, а не скоростью перемещения пальцев по струнам.

Звуки.Ru: И тем не менее, качество вашей музыки неизменно высоко. Как Вы этого добиваетесь в суровых поморских условиях?

Count Ash: Cуровые условия - это у вас внутри МКАД, а у нас - тишь, гладь да Божья благодать. Мы не добиваемся специально какого-то качества. Да и, положа руку на сердце, в звуковом плане у нас немало огрехов - просто они не столь важны при данном подходе.

Звуки.Ru: У нас внутри МКАД народ почти и не записывается. Либо на коленке в той же домашней студии, либо куда-нибудь в Европу-Англию, на Abbey Road - звукоинженеров пугать.

Count Ash: На коленке, кстати, куда как экологично! И коленка всегда с собой! Я вот слушаю полевые записи наших бабушек, которые только бы стеснялись в нормальном студийном "аквариуме" и перед большим микрофоном - и меня устраивает все. А по нашему студийному арсеналу - это как раз из разряда "когда б вы знали из какого сора". В общем, не важно это. Да и не назову я на память все эти мудреные названия...

Звуки.Ru: Ваша позиция лукава и опасна: Вы отдаете себе отчет, что составляете исключение из огромного числа "некачественных" музыкантов именно уровнем качества и проработки материала, но при этом проповедуете этот "наколеночный" подход. Это интервью прочтут люди, которые играют на порядок хуже - и помножат свой отвратительный иполнительский уровень на плохое студийное оборудование...

Count Ash: Соня, я хорошо знаю, что наш звук люди, которые реально концентрируются на этом аспекте, найдут варварским. Хотя "Беловодие" сводила моя тогдашняя супруга Эмилия Сааен, и этот альбом звучит очень здорово, недоступно для меня, и видимо, на максимуме из того, что могла дать домашняя аппаратура. А насчет результата от прочтения этого текста другими - ну, запишите на мой счет еще и возрастание количества плохой музыки в Юго-Западной префектуре Москвы...

Звуки.Ru: Вы похожи на супермодель, которая говорит "О, быть худой - очень просто! Хотя я что-то в последнее время слегка потолстела!"

Count Ash: Я вообще похож на супермодель! Но, думаю, восприятие этого диалога большинством читателей из Москвы будет совсем другим: самоуверенный провинциал, утонувший в собственных солипсизмах и живущий иной реальностью. У меня же столица - в голове, фронт там, где танки Гудериана, а утро - время, когда просыпаюсь я.

Звуки.Ru: Полагаю, им будет достаточно моей рекомендации. Я все-таки пытаюсь понять, в чем источник Вашего вдохновения. Откуда все это? Практики, медитации?

Count Ash: Мы все - крещеные в православии люди, хотя были и практики когда-то.

Звуки.Ru: Но Вы довольно уверенно подчеркиваете, что музыка группы носит отчетливый эзотерический характер, почему так?

Count Ash: Мне кажется, она просто шире какой-то конкретной духовной школы.

Звуки.Ru: Допустим, вы берете в исходнике материал заговора архангельской области - какую работу проделываете над песней, и что из нее стремитесь извлечь на свет божий?

Count Ash: Мы не используем заговоры в нашем творчестве. Cознательно не используем. это все очень чисто и конкретно работает, особенно в таком вот обрамлении как наше. Если же просто брать это как пример... мы как бы добавляем конкретному историческому тексту и мелодической линии некие новые гармонии, не противоречащие источнику и не содержащие новых слов в тексте. Как я вижу это сам - песня, найденная в трехмерной реальности нашего мира, словно бы обретает те грани, которые она имеет в иных, более высоких и свободных в плане формального выражения сферах бытия. Представьте платоновский мир идей применительно к музыке - это мир, где каждая песня живет такой, какой ее создал Творец. В традиционных же культурах и пространственно-временных условиях эти произведения хоть и существуют в максимально чистом для этого уровня сознания виде (в этом плане фольклор - самый чистый носитель традиционных музыкальных ценностей), все же преломлены сквозь очень многие рамки.

Звуки.Ru: По сути, каждая аранжировка - род преломления.

Count Ash: Да, безусловно. Но мы тоже имеем на это право.

Звуки.Ru: Какова же, в таком случае, ваша цель? И чем можно объяснить столь долгий "роман" с готикой?

Count Ash: Цель - создать современную ритуальную музыку, современный фольклор, который будет, с одной стороны, правопреемником всех традиционных ценностей и гармоний, заложенных в великом первоисточнике - русском фольклоре. А с другой - родить совершенно актуальный современному сознанию продукт, который был бы интересен и с формальной точки зрения, содержал в себе определенные открытия. Не стоит понимать фольклор вообще как нечто постоянное, замороженное, музеефицированное: он развивался на всем протяжении своей истории. Просто сегодня у нас есть такие технические хитрости, которых не имели в проявлениях своей творческой свободы музыканты 19 века, например. На мой взгляд, готическая культура является наиболее чистым последователем традиционной европейской духовной традиции в музыке. К тому же, именно из готик-субкультуры мы черпаем вдохновение для различных звуковых инноваций, в том числе.

Звуки.Ru: Особенно непонятны становятся в этом свете ремиксы, которые вы делаете на собственное творчество.

Count Ash: На "Новом гимне России" все ремиксы делали другие музыканты, а сама песня - авторская. Идея была донести некий смысл людям, представляющим различные музыкальные субкультуры - от тяжелой музыки до чисто экспериментальной, готической или трансовой.

Звуки.Ru: Какова исходная точка - рацио, которое в любом случае хочется донести до слушателя?

Count Ash: Наверно, такой точкой можно назвать традиционную русскую духовность, которая вместила в себя элементы изначального язычества с его сказками и эпосом, и православных ценностей. Все это выражено в северном фольклоре в наиболее полном виде.

Звуки.Ru: Но Вы верно говорите, что музыка развивается, и фольклор в его современном виде - это музыка постоянного обмена. Как же происходит эта подпитка?

Count Ash: Чисто европейские архетипы, которые существуют в современном готик-движении, немецком и английском неофолке, скандинавской фолк-электронике, минимализме, амбиенте и прочих вкусностях современной музыки. А уж их сочетание в нашей музыке - видимо всего лишь вопрос почерка. Не я мешаю ложечкой это варево - я сам эта ложечка и есть! Cложно отвечать на такие вопросы. Это уже уход от интеллектуального контроля, да в чем-то и просто игра, в конце концов.

Звуки.Ru: Чего требует занятие музыкой в большей степени - дисциплины, интеллекта, чувства юмора?

Count Ash: Не знаю, как с дисциплиной и интеллектом, но с чувством юмора в MOON FAR AWAY определенно всегда было более чем в порядке! Хотя, когда дело доходит до записей или концертов, у нас все максимально серьезно.

Звуки.Ru: А откуда берется ваша традиция костюмированных выступлений и масок?

Count Ash: Это наиболее простой и доступный символизм обезличивания автора, перевоплощения в чистые медиаторы чистых образов. Эти костюмы не связаны ни с одной из конкретных традиций (исключение - наши чисто поморские пояса). Плюс ко всему, это тот самый элемент дисциплины - как военная форма или ряса монаха, по которой узнают человека, служащего высшему принципу. Замысел возник перед первым же выступлением MOON FAR AWAY, оно имело место в 2002 году в Архангельске, в каменном зале без окон самого старого здания города - Гостиного Двора. Уже тогда было ясно: чтобы представить нашу музыку, сценически нужно что-то особое. Собственно, мы и к концертам пришли далеко не сразу - сначала проект был чисто студийным и конспирологическим. Эта традиция осталась практически неизменной до наших дней - лишь иногда, очень редко мы выступаем перед "своей" аудиторией без каких-то элементов этих костюмов. Хотя стараемся избегать и этого. Мне, кстати, вообще очень нравится тот момент, что в залах других городов нас не знают в лицо. Всегда можно спуститься после выступления в публику и послушать, что говорят люди об услышанном. Сдается мне, что-то подобное делал Гарун-аль-Рашид...

Звуки.Ru: Это традиция, которую очень уважают Residents, Brugerie и Slipknot. Но, возможно, это и есть причина вашей относительно неширокой известности среди слушателей?

Count Ash: Список можно продолжать. К сожалению, когда-то все лица, скрываемые за масками, становятся известными. Исключение, пожалуй, составляет замечательный российский проект Dvar... но к чему лишать музыку ее чар? Что получает публика, узнав, что "дивный прынц на белом телекастере" - отец шестерых детей, неплательщик автоштрафов и домашний тиран? К музыке, которую он делает, это не имеет никакого отношения. Так что быть на сцене в маске - это не акт оригинальности или вычурности: это просто честнее.

Соня Соколова,
 Звуки.Ru
1 марта 2011 г.

Оригинал текста




 
2008 © Copyright