1.04.2009
Интервью Count Ash'a фанзину "НОСОРОЖЬИ БОИ"
апрель 2009
- Ушедший 2008 год многим, в том числе и музыкантам, запомнился как год кризиса. А как для тебя, как для музыканта, прошел этот год?
- Предлагаю объявить мораторий на слово «кризис». О нем говорили еще за год до его начала и неожиданным он ни для кого не стал, сегодня употребляют это слово едва ли в каждом предложении, и будут вспоминать еще долго по его окончанию. Слово-паразит, которым сегодня объясняют практически все неудачи в любой из возможных сфер жизни – очень удобно. И уж точно 2008 год не запомнится мне как «год обрушения ипотечной системы в США». Если навскидку, - то, что вспомнится первым – то прошлый год у меня можно назвать, наверное, годом Байкала. Я впервые побывал на этом совершенно волшебном озере-море, осуществив за какие-то полчаса две детские мечты – увидеть Байкал, и искупаться в нем. Все это стало возможно благодаря существованию MOON FAR AWAY и нашему концерту в Иркутске.
Вообще, во всех местах, куда мы приезжаем с концертами, я лично стараюсь следовать одному правилу: купаться в местных водоемах. И свое купание в Байкале я до сих пор вспоминаю как погружение в огромное, сияющее Солнце, обжигающее своим… ледяным холодом! Определенно, прошлый год останется у меня в памяти благодаря этим сильнейшим ощущениям.
- Последним полноформатным альбомом MOON FAR AWAY является «БЕЛОВОДИЕ», вышедший на российском лейбле Shadowplay. Многие, в том числе и я, считают этот альбом лучшим в вашей дискографии. Каким нам ждать новый релиз? Он будет таким же более фолковым, и менее электронным?
- Я понимаю твое любопытство: мне самому крайне интересно узнать, куда же в конце концов приведет MFAэта долгая и кропотливая работа над новым альбом. Сейчас, когда весь материал для “MINNESANG” уже записан, я могу определенно сказать, что новый диск будет, во-первых, самым эмоциональным из всего нашего наследия, на сегодняшний момент. Во-вторых, вошедшие в него песни будут нести отпечатки множества музыкальных стилей, которые волнуют мое сердце – от классического нео-фолка (на новом диске будет вещь, которая вполне могла бы войти еще в «БЕЛОВОДИЕ») - до элементов future-pop и military-pop. И конечно на этом диске, как я уже неоднократно говорил, будет много чистой готики – пожалуй, больше, чем на самом «готическом» нашем альбоме на данный момент – “LADO WORLD”. Третья особенность нового диска – то, что тексты к доброй половине композиций написаны мной самим. При этом они на русском языке, хотя не забыт и любимый мной Джон Донн, а также в песнях будет использован латинский язык. Таким образом, “MINNESANG” можно заранее назвать самым по-человечески личностным альбомом MOON FAR AWAY, - как и наиболее «хитовым», так как большинство входящих в него произведений будут максимально приближены к классической песенной форме.
- Расскажи о последнем вашем сингле «Мама Русь». Какова была идея этой пластинки?
- Уточню: сингл называется «НОВЫЙ ГИМН РОССИИ», хотя многие, как и ты, называют его по заглавной композиции. Главная его идея схожа с идеей «музея одной картины». Это представление одной из центральных вещей с нового альбома (и, пожалуй, одной из важнейших композиций MFA вообще) в некоем центре музыкального мироздания в границах одного компакт-диска, в обрамлении совершенно великолепных ремиксов и кавер-версий от музыкантов, представляющих различные музыкальные стили – от электропанка до synth-gothи модерн-метал. Особенно выделяется на сингле честная «тяжелая» версия «Мамы Руси» от архангельских «звезд» E-SEX-T, которые уже давно получили заслуженную всероссийскую известность. Все эти разножанровые произведения-версии сознательно были включены на сингл для того, чтобы идея песни достигла максимально большей аудитории.
Сама композиция – это некий гимн Небесной, Идеальной России – примерно в том виде, какая она описана в «Розе Мира» Даниила Андреева. Это некое небесное государство, укрепленные десятками поколений праведников, героев и гениев, поднявшихся в высшие миры с территории Российской Империи. Ничего общего с политикой сингл, конечно же, не имеет, хотя некоторые наши «заклятые друзья», - скажем, некий фашиствующий «белорус с бурятской внешностью» из одного индустриального издания, - в своей рецензии на этот релиз назвал его чуть ли не «заказом Кремля»:).
Кстати, больше всего людей ставит в тупик серп на обложке «НОВОГО ГИМНА РОССИИ». Почему-то почти никому не пришла в голову ассоциация этого символа традиционалистского отношения к миру (таково одно из значений обложки) с одной из фаз Луны, которая присутствует в названии нашего проекта.
- Вы выпустили совместный альбом «МАТИЦА» с группой ШЕСТЬ МЕРТВЫХ БОЛГАРЪ. Как я понимаю, это были ремиксы ваших земляков на песни с альбома «БЕЛОВОДИЕ». Почему вы доверили их только им, а не привлекли ваших друзей и коллег из других городов, как это было на “Anti-LADO WORLD”?
- Мы с БОЛГАРАМИ живем в одном городе, хорошо знакомы, и, несмотря на разницу воззрений на музыку и искусство в целом, нас сближает общая культурная среда. Александр Чулков, который сегодня являет собой лицо ШЕСТИ МЕРТВЫХ БОЛГАР – очень интересный человек, один из первых в Архангельске ди-джеев, который в определенный момент открыл для себя непаханое поле звукового экспериментаторства – и пошел этой дорогой, на которой добился очень многого. У него уникальное видение музыки, которое определило множество сделанных им формальных открытий – как композитора, аранжировщика и звукорежиссера.
К тому же я знаю, что до сих пор для большого числа любителей современной, условно говоря, экспериментальной музыки MFA и ШМБ воплощают в себе музыкальное лицо Архангельска. И наш совместный проект, можно сказать, назрел. Инициатором реализации «МАТИЦЫ» стал именно Александр, который сначала сделал несколько чудесных кавер-версий нескольких песен с «БЕЛОВОДИЯ», а затем инициировал несколько рекорд-сессий с другим имевшемся у меня за душой фольклорным материалом. Альбом получился очень личностным, с узнаваемым звуком современных ШМБ, и полностью соответствует жанру «группа против (vs) группы». Делать же второй “Anti-LADOWORLD” - зачем?
Кстати, не так давно Александр завершил работу над новым своим альбомом, который вскоре выйдет на Shadowplay. И я также в нем немного поучаствовал.
- В прошлом году вы много гастролировали, у вас был небольшой тур по Сибири. Расскажи о нем подробнее. Какой город более всего понравился?
- Об одном из центральных моментов «Мама Русь тура» я уже упомянул при ответе на самый первый вопрос. Этот десяток концертов вообще был очень запоминающимся – мы проехали Россию от Калининграда и Балтийского моря на западе – до «славного моря» и Иркутска на востоке. Практически все концерты были очень удачными и запоминающимися. Так, в Кенигсберге мы играли в музее «Фридландские ворота» - старинном немецком боевом форте, среди камней и исторических памятников, которые помнят ох как много… Другой концерт, в Казани, имел место в музее великого русского художника Константина Васильева. Выступать с его «Северным Орлом» прямо за плечами – огромная честь и незабываемое ощущение. В эмоциональном плане одними из самых запоминающихся были концерты в Гомеле и Липецке. Отличными получились концерты в Красноярске, где нашими афишами был оклеен даже забор местного католического храма, построенного в готическом стиле, и Омске, где мне перед концертом удалось получить благословение митрополита Феодосия… Словом, у каждого города - свое лицо, свой набор впечатлений, везде своя уникальная публика, совершенно по-разному реагирующая на одни и те же номера концертной программы. Путешествовать со своей музыкой – пожалуй, лучший из видов «туризма».
- MFA на сегодняшний день одна из самых лучших российских готических команд. И все же по степени известности вы уступаете таким раскрученным группам, как «Отто Дикс» и «Акадо». Что ты думаешь по этому поводу и не беспокоит ли лично тебя отсутствие такой популярности?
- Прежде всего, я не могу назвать MFA чисто «готической» командой в том плане, что, во-первых, мы работаем с куда более разнообразной аудиторией, а во-вторых, в моем сознании давно не существует каких-то стилистических заборов, за которые я боюсь выходить в процессе творчества. Да, по своему духу и настроениям мы были и остаемся «готическим» коллективом, но по звуку и мировоззрениям имеем с этим стилем уже не так много общего. К тому же сейчас готикой считается такое количество музыки, что сам этот термин стал полнейшей абстракцией…
Начнем с того, что про последнюю из упомянутых тобой в вопросе групп я совсем ничего не знаю, поэтому судить о них не берусь. Если ты серьезно считаешь, что я много от этого потерял, дай мне ссылку на их сайт, - я доверяю твоему вкусу и обязательно их в этом случае послушаю. Что же касается ОД, то, как ты, возможно, заметил, мы исполняем нечто совсем другое. При всем моем уважении (я говорю совершенно серьезно) к этим музыкантам как «рабочим лошадкам», играющим большие изнурительные туры, а также к их экс-директору Алексею Хижнякову, сумевшему впервые в истории русской «темной сцены» сделать одну из ее боевых единиц состоявшимся фактом современной отечественной поп-культуры, мы с ними практически не имеем никакого стилистического соприкосновения. К тому же, если по звучанию их музыка и настойчиво оперирует к дарк-вэйву и готике, то по своей сути она стопроцентно является явлением эмо-культуры – то есть достоянием детской части современной аудитории (говорю без всякой оценочности). Забавно было бы провести некий опрос – думаю, процентов 90 их публики не имеет ни малейшего представления о классике и основоположниках настоящей «готики» - SIOUXIE, BAUHAUS, FAITH & THE MUSE, DIE FORM, и т.д.
Поэтому меня не «беспокоит», что имя MOON FAR AWAY менее известно, чем упомянутый тобой коллектив. Как не вызывает у меня смертную тоску, например, и то, что нам куда как далеко до популярности Димы Билана. Кстати, в этом мы с теми же ОД явно «товарищи по несчастью»:).
Если говорить более отвлеченно, без привязки к тому, о чем говорилось выше, сама по себе степень раскрученности того или иного имени вовсе не означает однозначно положительный модус такой его известности в массовом сознании. Есть устойчивые бренды, с которыми никакой уважающий себя человек не хотел бы быть ассоциированным или иметь с них процент – «Гитлер», «детская порнография», «скупка краденого», и т.д. Современная поп-сцена и все что творится вокруг нее меня мало интересует, и уж тем более, мягко говоря, вызывает не слишком много уважения. В лучшем случае, эти люди профессионалы. Думаю, о принципиальной разнице моего подхода к творчеству с тем, чем занимаются они, ты имеешь определенное представление.
- Ты говоришь, что термин «готика» в настоящее время стал полной абстракцией. А что в твоем понимании есть «готика»?
- Прежде всего, это вполне конкретная музыка, вытекающая из конкретного «образовательного стандарта», - а не имидж, манера поведения, подведенные глаза, латекс и т.д. На мой взгляд, как нельзя называть себя любителем и знатоком русского балета, просто надев майку с портретом Чайковского и ни разу не побывав ни на одной театральной постановке, так нельзя быть «готом», просто накупив себе одежки черного цвета. Вообще, как мне кажется, настоящие готы качественно отличаются от представителей других субкультур, во-первых, именно своей углубленностью во вполне конкретную культуру-предшественницу – европейский романтизм 19-20 века, со всей его классической литературной и музыкальной составляющей (а значит, и более высоким IQ в целом), а во-вторых, в канонические истоки современной готик-субкультуры – начиная с черно-белого кинематографа и заканчивая пост-панком. Я говорю об обязательном наличии некоторого культурного багажа и системы ценностей. Если можно употребить такое сравнение – гот это человек с высшим образованием по сравнению со школяром-эмо, даже если последний при этом одел бакалаврскую мантию и шапочку, и изо всех сил хочет казаться умным и серьезнымJ. И еще одна особенность гота – это индивидуализм. Настоящие готы не ходят толпами – даже на концерты любимых групп, - и не повторяют хором заученные фразы из модного журнала.
Все вышеперечисленное делает гота на сегодняшний день явлением достаточно реликтовым. И к сожалению, широкое общественное мнение судит сегодня об этой субкультуре отнюдь не по его настоящим представителям.
- Есть ли будущее у российской готической сцены? Что радует тебя на ней и что огорчает?
- Думаю, с будущим этой музыки в России все в порядке. Уже сегодня наши группы пользуются заслуженной популярностью в России, и все чаще играют за рубежом, в том числе на самых ярких и престижных фестивалях, издаются на зарубежных леблах. Слава Богу, наши корни ничем не уничтожить и не скрыть, поэтому, я думаю, российские музыканты являются чудесной «новой кровью» в этом течении в целом, даже если и не осознают этого сами. Единственное, что при этом нашим музыкантам вряд ли есть смысл придерживаться принципиально «готического» - как и какого-то другого – формального течения. Зачем себя ограничивать какими-то рамками, сознательно играть музыку определенного стиля? Только в этом случае творец может дать миру что-то уникальное и новаторски чистое – первые готик-группы явно не ставили перед собой цель играть именно «классическую готику».
- Что ты ждешь от предстоящего концерта MOON FAR AWAY на CastleParty?
- Думаю, что будет интересное событие в одухотворенном историей и живописном месте. Мне нравится польская публика, и я надеюсь встретить в Болкове своих друзей, с которыми мы поддерживаем связь еще с первого своего визита в эту страну.
К тому же в программе фестиваля есть несколько коллективов, которые я бы с удовольствием посмотрел – прежде всего, это болгарская группа IRFAN и итальянцы SPECTRA PARIS.
- В оформлении своих дисков ты используешь визуальные образы, близкие к работам Беляева-Гинтовта, недавно получившего премию Кандинского. А в "философии" на myspace группы указан Дугин, это помимо "Розы Мира" - тюремно-протонью-эйджевых высказываний Даниила Андреева. Если честно, это вводит в ступор некоторых моих друзей. Как ты прокомментируешь это?
- Я не совсем понял этот вопрос – ты спрашиваешь о некоем «несоответствии» оформления и указанных источников инспирации?
То, что «Роза Мира» написана в тюрьме, нисколько не умаляет ее ценности. Во-первых, ее автор находился там по политическим причинам, а не за уголовное преступление. Во-вторых, этот текст уж конечно не является типичным «тюремным творчеством», каким мы сегодня его знаем по радио «Шансон»… С нью-эйджем у учения Андреева также не много общего хотя бы потому, что это был человек православный до глубины души. При этом практически все визионеры, рассказывающие о собственных восхИщениях в иные миры, вступают в определенное противоречие с догматическим богословием, к какой бы религии они не принадлежали. Это великое произведение, несмотря на некоторые моменты, с которыми я никак не могу согласиться, по-настоящему на меня повлияло в плане «расширения» границ этого мира. «Роза Мира» помогает осознать, что и под тобой и над тобой существуют другие планы бытия, с которыми ты неразрывно связан, лучше понять природу творческого вдохновения и его роли в человеческом обществе, вникнуть в роль России в мировой истории, а также постигнуть определенные универсальные законы духовного космоса, которые являются общими практически для всех мировых религий.
А что не так с Дугиным и Беляевым-Гинтовтом, по мнению твоих друзей?:) Творения этих людей действительно меня интересуют, хотя о влиянии последнего на визуальное оформление наших релизов я бы говорить не стал, ибо открыл для себя его творчество совсем недавно.
Одним словом, - ребята, выходите из ступора! В MFA столько всего намешано, что спектральный анализ и разложение этого явления на отдельные составляющие, ингредиенты и влияния в данном случае вряд ли применим.
- Не планируешь ли ты в ближайшее время перебраться на постоянное место жительства в Москву, или тебя в творческом плане устраивает Архангельск на 100%.
- Если я когда-нибудь и перееду из Архангельска, то это вряд ли будет Москва или Петербург. На сегодня меня полностью устраивает мой город и те его окрестности, куда я могу практически в любой момент попасть без особого труда – это очень красивая и вдохновляющая земля. Жить же в Москве для меня это примерно то же, что после окончания рабочего дня оставаться ночевать в рабочем кабинете…
Беседовал Сергей "Пупс" Коротаев,
Архангельск - Волгоград,
апрель 2009